Магия арабского востока в Мире Тьмы

Он злой магрибский колдун. Мы джины, давно его знаем.

 

Данная  статья  представляет  собой  небольшой   обзор восточной  магии, т.е.  попытки  кратко  описать  данную  традицию  для  использования  ее  в  Мире  Тьмы.

Следует отметить, что в данном тексте под Востоком понимается зона влияния мусульманской цивилизации, причем арабский и мусульманский используется как синонимы с момента появления ислама. При этом автор понимает, что строго говоря, ислам относиться к магии отрицательно, как и тот факт, что в развитие этой цивилизации внесли своей вклад все народы, принявшие ислам.

В качестве источников использовались как реальные данные, так и информация из книг по сетингу. Поэтому данная статья, естественно, касается только сетинга Мира Тьмы белых волков.

Языческая магия

До появления ислама большая часть жителей Аравийского полуострова была язычниками, которые верили в верховного бога Эла (или Ил, или Аль-лах), и трех великих богинь – богиню- воина Аль-лат, являющуюся повелительницей неба и дождей, богиню плодородия Аль-Узу, и богиню судьбы, справедливости и подземного мира- Манат. Следует учитывать что у разных племен Аль-Лат и Аль- Уза могли выполнять немного разные задачи.

Так же в качестве поклонения могли выступать древние языческие боги, в первую очередь семитского пантеона (Баал, Астарта, Мелькрат).

Напрямую общаться с богами человек не мог, поэтому он обращался к посредничеству духов, которые делились на джинов (относительно добрые) и шайтанов (откровенно злые создания). Джины так же являлись духами-покровителями гор, камней, пещер, священных источников и т.д.

В качестве посредников между миром людей и миром духов выступали особые люди, которых называли аррафы (провидцы) и кахины (прорицатели) которые предсказывали будущие, видели тайное, находили пропавшие вещи и т.д. Считалось, что они видят и могут говорить с духами, т.е. представляют собой аналог шаманов.

Аррафы могли еще и сами летать в мир духов, впадая в транс.

Особую роль играли ша”иры (поэты). Считалось, что они получают вдохновение из мира духов. До ислама арабы верили, что их стихи, сложенные согласно особым правилам, обладают магической силой, воодушевляя соплеменников и подавляя врагов (песни поношения), т.е. фактически являются заклинаниями.

Так же ша”иры выступали как хранители памяти и знаний племени, знатоки генеалогии и т.д., во многом напоминая бардов у скандинавов и кельтов.

Поединки ша”иров могли решить исход столкновения, сами поэты нередко выступали как дипломаты.

С победой ислама языческие традиции были оттеснены на периферию общества, хотя еще долго время сохранялись. Особенно прочными они были среди берберов Магриба (Сев. Африки) где вплоть до начала XVIII в. еще встречались откровенные язычники. Здесь же широко распространены традиции марабутов (см. ниже). В итоге магрибинцы приобрели у арабов славу земли колдунов.

Арабская магия

Так же как и в христианстве, старые боги для мусульман стали слугами зла. Соответственно язычники и приверженцы других религий, особенно их священнослужители стали считаться черными магами, которые служат Иблису и его слугам-джинам. Следует учитывать, что распространение ислама привело к тому, что в частью арабской цивилизации стали культурные традиции завоеванных народов, -греков, персов и т.д. Часть из них долгое время сохраняла старые традиции, в том числе верность зороастризму, христианству, язычеству и т.д.

Таким образом, когда на основе синтеза идей арабов и завоеванных ими народов сложилась мусульманская цивилизация, частью ее стала вера в магию, как в черную (магию язычников) так и в белую (магию мусульман)

Магия получила название называлась "илм алгайб" (тайное знание) или сихр (искусство изменять). Первое понятие использовалось как аналог белой магии, а вторая как колдовство (серая магия).

Считалось, что для того, что бы практиковать магию, нужно иметь дар, т.е. магические способности. При этом маги могут создавать талисманы, которые в свою очередь могут использовать и другие люди. Таким образом, Аладдин не был колдуном, хотя и имел могущественный артефакт, который позволял ему подчинять себе джина. А колдун-магрибинец мог узнавать информацию у звезд, повелевать огнем и т.д., т.е. колдовать без помощи со стороны джина.

Белая магия включала в себя в первую очередь использование Корана.

Многие мусульманские мистики считали что Священная книга несет не только открытую информацию, но и обладает огромных скрытым, мистическим смыслом(по арабски батин). Согласно этой теории каждое из 99 имен Аллаха имеет свое значение, и что суры Корана следует понимать аллегорически, что бы понять их истинный смысл. Это позволяло использовать Коран как основу мусульманской магии.

Для этого были разработаны следующие науки:

илм ал-хавасс - наука о свойствах букв и чисел и божественных имен (ал-асма ал-хусна);

илм ар-рукйа - наука об использовании магических формул и заклинаний;

илм ал-филактйрат - искусство изготовления талисманов;

илм ал-фа л - наука о знамениях (предсказаниях);

илм ал-кур а - толкование значения самого текста;

илм тамима - использование сур Корана в качестве талисманов.

Как видно, все эти стили взаимосвязаны. Используя имена Аллаха и суры Корана как магические заклинания, призывая на помощь ангелов-покровителей, с их помощью можно создавать амулеты и талисманы в виде записок, бижутерии и т.д.

Вообще в арабской магии слова, написанные на чем либо, в том числе и на джинах, играли очень большую роль. Так, легендарное кольцо Соломона, дающее ему власть над стихиями, животными и джинами, по легенде содержало тайное имя Бога. О том же могуществе имени, написанном на перстне, говорит и марид в сказке о Маруфе башмачнике, предупреждая что если дважды потереть это имя, оно сожжет его. Таким образом именно записанные заклинания-истинные имена обладали особым могуществом в арабской магии.

Считалось, что амулеты и талисманы часто следует создавать (записывать) только в определенные дни (с учетом астрологии) и определенным способом (т.е. с помощью алхимии). В свою очередь изучение звезд и металлов так же базировалось на богословских рассуждениях.

Практически перед нами те самые традиции исцеления и благословения, которые использовались и католической церковью. Следует отметить и большую роль, которую играла магия в борьбе с джинами и их иллюзиями (миражами).

С точки зрения сетинга мусульманские маги выступают в первую очередь как опытные артефакторы, способные вкладывать магические силы в различные артефакты, например летающих коней, ковры самолеты и т.д.

Даже если они и подчиняют джинов, то с помощью тех же артефактов, причем используют духов как рабов или как батарейки питания для своей магии.

В результате они получают возможности магической защиты, увеличения удачи, управления стихиями, лечения и борьбы с иллюзиями, а так же вероятно их создания.

Использовать магию теоретически мог любой мусульманин. Действительно, астрологи и алхимики относились к самым разным слоям общества. Однако в идеале для этого требовались знания и авторитет. Этим обладало в первую очередь мусульманское духовенство, но ортодоксальный ислам относился к магии неодобрительно. И тут на первый план выходили суфии.

Суфии

Так называли и называют себя арабские мистики, которые часто накладывающие на себя различные ограничения и посвящающую как минимум часть своего времени молитвам и размышлениям о Боге. Часть из них принимает факр, т.е. обет нищенства, когда суфий живет только за счет подаяния. Их называют дервишем или каландари. Другая часть суфиев не придерживается данной практики, и является весьма обеспеченными людьми. Они могут выступать как представители духовенства, проповедники, учителя, врачи, писцы и т.д.

Ближайшим аналогом суфиев являются монахи, хотя ставить знак равенства между христианскими монахами и суфиями разумеется нельзя, поскольку у них нет общих правил. Кроме того, в отличие от христианских монахов, которые принимая постриг, уходили от мира навсегда, суфии могли спокойно покинуть орден, рискуя получить только моральное осуждение своих братьев по ордену.

Первоначально являвшиеся одиночками, постепенно суфии стали объединятся в школы, связанные между собой цепочками взаимоотношений муршид (учитель)-мюрид (ученик). Постепенно на основе этих школ стали формироваться тарикаты.

Тарикат означает буквально Путь, т.е. все члены этого тариката следуют по единому Пути, указанном их учителем, добиваясь общей цели суфиев- единение с богом.

Однако Путь может быть разным. Он включает в себя молитвы, зикры (ритуалы), способы достижения экстаза при котором суфий, впадая в состояние фана (озарения) видел Божественный мир, требования к поведению в обычной жизни, определенный стиль одежды. Каждый тарикат имеет свое мировоззрение, т.е. систему взглядов на мир и на поведение человека. Нередко в эту систему включали включались те или иные элементы греческой философии, наследия персидских зороастрийцев и язычников. В целом тарикаты, которые чаще всего переводят как братства, выступают аналогами христианских монашеских орденов.

Центрами влияния суфиев стали их завии (обители), где они жили, обучали учеников, молились, проводили свои ритуалы, хранили свои библиотеки, и т.д. В персидском суфийская обитель известна как ханака, в тюрксом как текке. Обычно завия строилась около мечети или имела свою собственную. На территории завии часто хоронили наиболее уважаемых суфиев, могилы которых- мазар (в Средней Азии) или марабуты (в Сев. Африке) нередко получали статус святых и исцеляющих.

Таким образом завии являются ближайшими аналогами монастырей, где были свои святые мощи.

Тарикаты весьма разнообразны. Одни ориентировались на средний класс (например мевлеви, известные как танцующие дервиши), другие были больше связанны с низшими слоями общества (чиштие), третьи объединяли гази (борцов за веру, аналог крестоносцев) или покровительствовали им (альморавиды, бекташи). Были и те, кто был связан с торговлей или освоением новых земель.

По своим размерам тарикаты сильно отличались. Существовали (и существуют) как небольшие братства местного значения, так и тарикаты, представленные во всем мусульманском мире. Многие из них со временем исчезали, а другие существовали столетиями и действуют до сих пор.

Гибкость и разнообразие методов, возможность обсуждения норм ислама-все это вело к тому что суфии нередко рассматривались как еретики и иногда преследовались официальными властями. Зато они часто пользовались большим авторитетом у народа (и не только простого), играли важную роль в исламизации отдаленных регионов, в том, что ислам действительно стал не только религией завоевателей, но и действительно своей религией для многих миллионов людей.

Для темы данной статьи важно то, что в отличии от ортодоксального духовенства, суфии намного гибче подходили к местным обычаям и традициям, нередко используя их для пропаганды ислама.

Так, они активно практиковали различные ритуалы и обряды, с помощью которых лечили, призывали удачу, увеличивали плодородие земель и скота. Тем самым они замещали языческих жрецов, занимая роль посредников в общении с незримым миром, т.е. магов. Для обоснования своих магических практик они опирались на учение о бараке.

Оно заключается в том, что наиболее уважаемые и авторитетные суфии считались уали (друзья Бога) , т.е. аналогом христианских святых. В награду за благочестие они получали от Аллаха бараку (благодать) позволяющую им творить карматы (чудеса). Наиболее уважаемый из уали мог называться кутб (ось, т.е. опора мира). Т.е. его молитвами в регионе поддерживается гармония и порядок, нет войн, эпидемий, неурожаев и т.д. Бараку частично сохраняли потомки уали и их могилы (марабуты), а так же их представители. Наибольшей баракой обладают потомки пророка (сейиды или шерифы).

Крупные ордена превращались в могущественные организации с продуманной структурой. Главой ордена является шейх, носитель бараки, обычно проживающий около могилы основателя Ордена (чаще всего его потомок). Руководство орденом в регионе (это могла быть провинция или несколько стран) осуществлял мукадим или халиф (в переводе заместитель), которого можно сравнить с провинциалом христианского ордена или епископом. Центром влияния на местах были завиии, каждая из которых возглавлялась вакилем или уакилем (аналог абата). Нередко они располагались около могил (марабутов) уважаемых членов братства. Внутри завий действовала система муршид-мюрид. Иногда в распоряжении вакиля формировался целый штат порученцев.

Полноправные члены тарикатов именовались ихваны. Те из них, кто имеет бараку, переданную основателем ордена называются муалимами или марабутами.

С ее помощью они могут исцелять, влиять на погоду, изгонять джинов и т.д. Так же носители бараки могут и наказывать человека, например, лишая его здоровья, осушая русла рек и т.д.

Следует отметить, что многие религиозные течения в исламе так же формировались по типу суфийских тарикатов, например афганские талибы, алавиты, друзы, исмалиты. Их лидеры, особенно в глазах последователей, так же обладали возможностью творить чудеса, как и суфийские уали (лечение, виденье будущего и т.д.).

В Мире Тьмы

Возвращаясь к магии, следует отметить, то в мире тьмы восточная магия характеризуется либо борьбой с джинами, чем заняты тафтани, наследники зороастрийских магов.

Использование наработок джинов в магии Связей и Разума для работы с людьми и внутреннего самосовершенствования характерно для аль-и-батин, которые выступают аналогом суфиев в мире тьмы.

Магия чародеев (марабутов) характеризуется широким использованием артефактов, в первую очередь защитных, активным взаимодействием с духами (джинами) и т.д.

Эту магию активнее всего используют ассамиты, которые в качестве основы для своей алхимии и создания артефактов , естественно, используют вите.

Ту же традицию зельеварения, причем в качестве тигля часто выступают собственные тела алхимиков ( т.н. внутренняя алхимия), поддерживают и охотники Культа Феникса.

Таким образом, даже в рамках создания мусульманского мага мы вполне можем создать вполне приемлемого персонажа в виде мистика (суфия), алхимика, демонолога (борца с джинами), шамана (аррафа), прорицателя (кахина), поэта-заклиантеля (шаира).

Джины в Мире Тьмы

Пожалуй, наиболее яркой и известной чертой восточного оккультизм являются джины. Как известно, ислам признает существование джинов как существ созданных из огня задолго до людей. Они могут жениться и выходить замуж (как между собой, так и образуя пары с людьми), есть, пить, имеют своих правителей и т.д.

Но поскольку они повели себя недостойно, из глины были созданы люди. Часть джинов приняла ислам, другие ненавидя человека, стали служить Иблису (аналог христианского дьявола), став шайтанами (аналог чертей). Иногда встречается утверждение, что джины (все или только шайтаны) не могут днем появляться среди людей, не рискуя тем, что ангелы поразят их молниями. Известны и то, что среди них есть свои группы- гули, ифриты, силат, дэвы, пери и т.д.

Джины достаточно давно и успешно используются в фентези и в различных сетингах. Очень часто используется ДнД-шная система, когда джины считаются повелителями конкретных стихий (например см. http://www.lki.ru/text.php?id=3545).

В мире тьмы реализуется другой подход. Здесь говориться о том, что джины это очень могущественные духи, остатки магии прошлого, не связанные с отдельными стихиями. Они живут в своем Невидимом мире, (одно из измерений Умбры), и могут проникать в наш мир. Все они отличаются могуществом и высокомерием.

История

Когда-то, на заре истории человечества, они с удовольствием проникали в наш мир, развлекались здесь, создавая миражи, песчаные бури, одержимых и т.д. То что при этом нередко гибли различные мелкие животные, включая людей, их не интересовало. Попытка Гару наладить с ними взаимодействие и вместе поддерживать порядок среди духов так же не вызывало интереса у джинов.

Зато они с любопытством энтомологов смотрели, как среди людей появляются первые маги, которые вступали с ними в различные взаимоотношения –сделки, договоренности, служба джинам.

Архимаг и правитель Израиля, Сулейман (Соломон) начал изучать джинов, и его заклинания позволили людям защищаться от джинов, и даже заточать их в фетиши., В 965 г. до н.э. он начал строить огромный Храм, являвшийся гигантским артефактом, расположенном на мощнейшем Узле. Сулейман

Через двадцать лет джины в очередной раз начали развлекаться, нападая на людей. И с негодованием обнаружили, что стены Иерусалима представляют собой мистический барьер против их проникновения. Восприняв это как прямое оскорбление, они вызвали в нашу реальность одного из своих правителей, малика Аль Димираят (Аль- Dimiryat), одного из самых могущественных из их рода.

Он проломил защиту и вошел в город. Здесь его встретил Сулейман и подчинил его, заточив его в большой кувшин. Это стало открытой демонстрацией того факта, что люди (точнее маги) могут бороться с джинами, в том числе с самыми могущественными, и побеждать их, превращая их в своих рабов.

Это событие вызвало шок и ненависть среди джинов. Их правители заявили, что никогда не покинут пределы Невидимого мира. Но теперь они будут целенаправленно бороться с людьми. Отныне Джины начали целенаправленно воевать с людьми, используя бури, ураганы, убийства и т.д.

Но Сулейман уже научился брать джинов в плен, более того, используя пленных джинов, он сумел выяснить основные законы существования джинов, т.е. научился узнавать их истинные имена (т.е. их сущность), тем самым подчиняя их своей воле. Даже великий Аль-Дмитрият стал его слугой, так же как тысячи других джинов.

После смерти Сулеймана война продолжалась. Используя составленный им свод правил, т.н. Кодекс Соломона, восточные маги ловили и подчиняли себе джинов, направляя своих слуг на борьбу со свободными джинами. Ну, а джины старались отомстить за то, что они воспринимали как чудовищное извращение старины и порядка. Что бы бороться со своими врагами среди людей, Джины стали заключать союзы с человеческими магами, которые, поклоняясь воплощениям разрушения или просто сойдя с ума стремились уничтожить человечество. Следует отметить, что большинство джинов не очень понимали разницу между нефанди и мародерами, поскольку в большинстве своем воспринимали абсолютно всех людишек как взбесившихся животных.

В 100 г. нашей эры, Ишхад аль-Иблис, один из самых могучих инферналистов своего времени, опираясь на союз джинов и магов, провозгласил себя Королем-Демоном. Он захватил власть в одном из древних городов и начал править открыто. Его ученики и сторонники, известные как Иблисиды, захватили еще три города. Эти города известные как Арака (Arraka), Бидт (Bhdt), Кефон (Kyphon), Зигх (Zughb) стали центрами разрушений. Жертвоприношения и пытки людей были рутиной и развлечениями их хозяев. Стихийные бедствия, эпидемии и войны расползались из этих центров по земле людей. Джины уверенны, что именно Иблисиды виновны в гибели величайших держав того времени, Римской империи и Парфии, истощивших друг друга в войнах, ослабших от эпидемий и волнений. Закат античного мира стал для джинов справедливой победой в войне, которую люди называли война с джинами, а сами джины-войной порабощения.

Отчаянная борьба магов-зороастрийцев, позднее известных как Тафтани, их союзников-батанитов, наладивших подготовку воинов-убийц, представителей многих других групп магов- все эти усилия долгое время не приносили видимого результата. Империи людей рушились, а города разрушителей процветали. Многие джины, поверив в близкую и окончательную победу сил зла, устав от войны, а иногда и осуждая в глубине души жестокость Нефанди (все таки джины по природе своей не инферналисты) стали возвращаться в Невидимый мир.

Именно это возвращение, как считают джины, привело к тому, что люди победили. Новая вера, провозглашенная в Мекке, объединила бедуинов и позволила им шаг за шагом громить Нефанди. В 631 г. Ишхад аль-Иблис был уничтожен вместе со своей столицей. В 756 г. пал последний из городов Иблисидов. Сейчас неизвестно даже то, в каком из четырех проклятых городов правил Ишхад. Развалины городов Иблисидов скрыла пустыня, хотя в Умбре эти развалины существуют до сих пор, привлекая различных темных духов. Ходят слухи, что там до сих пор спрятаны сокровища их проклятых владык, которые победители отказались взять себе, опасаясь порчи.

С момента гибели Иблисидов джины мало посещают измерение людей. Это слишком опасно, поскольку ненавидимые ими Тафтани по прежнему ловят джинов и превращают их в рабов. В свою очередь мало кто из людей решается посетить владения Джинов, столица которых известна как Медный город.

Но в последнее время некоторые джины начали утверждать, что без посещения людей определенные способности их рода слабеют и исчезают. Некоторые молодые джины стали регулярно посещать Землю. Они уверяют, что легендарные Тафтани давно исчезли, следовательно, это безопасно. Впрочем, пока что старейшины джинов настроены скептически ко всем этим идеям, опасаясь ловушек со стороны людей, известных своим коварством.

Джины, которые часто появляются на Земле, весьма немногочисленны, и их можно разделить на следующие группы

1) Амиры - могущественные джины, проигравшие в политической борьбе. Вместе со своими сторонниками они переселяются на землю, обычно создавая здесь небольшие владения, и живут здесь как князья. По меркам джинов они стараются не светиться.

Но остаются весьма высокомерными существами, плохо понимающими людей и почти всегда не понимающими новых технологий.

2) Шайтаны - джины, приставленные охранять что важное, чаще всего вход в Невидимый мир. Беспощадны по отношению к нарушителям границы, т.е. практически ко всем, кто попадет в их владения.

3) Рахимы - преступники, изгнанные в земли людей за свои преступления. Тут конечно, народ разный попадается. Но многие из них дадут фору любому маньяку.

4) Гулямы (слуги) - джины, попавшие в рабство к Тафтани или другим магам. Многие из них так давно служат магам, что уже не мыслят другой судьбы.

5) Мамлюки (пленники артефактов) - те, кто был заключен магами в фетиши-тюрьмы.

6) Ифриты-джины, ненавидящие людей и сознательно уничтожающие их. Интересно отметить, что их Чары обычно связанны с огнем, видимо отражая ярость к людям, которая кипит в их сердцах. Наиболее опасны среди них те, что прошел Каул, став джинами-Нефанди. Их огонь всегда зеленого цвета.

У себя дома джины делятся на правителей - маликов и эмиров, просто могущественных джинов, многие из которых имеют статус ифритов и шайтанов, а так же слуг-гулямов.

Так, Аль Дмитрият, малик джинов имеет следующие характеристики: Сила Воли 9, Гнев 8, Гносис 11, Энергия 80. Чары- 30 штук. По своим показателям он примерно равен умброду уровня Владыки (Лорда) при материализации. Т.е. кроме всего прочего, он имеет примерно 30 точек в сферах при арете 5+.

Ифрит может иметь Сила Воли 7, Гнев 8, Гносис 6, Энергия 45. Чары- 25.

Примерно такие же характеристики будет иметь и шайтан или другой джин.

Это уровень Прецептора, т.е. он будет иметь 10-20 точек в Сферах При Арете 3-4.

Гулям может иметь примерно Сила Воли 4, Гнев 6, Гносис 4, Энергия 25. Чары- 21.

Его можно сравнить с Миньоном, т.е. 5-10 точек в Сферах при Арете 2-3.

Все Джины не страдают от Парадокса, традиционные методы подчинения духов действуют на них очень слабо.

Если переводить их способности в Сферы, то скорее всего они будут очень сильны в области Разума (иллюзий) и Сил (природные силы, в первую очередь ветер и огонь). Могут использовать возможности Духа, Связи и возможно Жизни (обычно только на себя, то есть для матереализации и превращения).

Ифриты могут использовать и Энтропию для разрушения.

Джины плохо ориентируются в современном мире.

Людей они презирают, воспринимая их как взбесившихся тараканов.

Вампиров считают мерзкими созданиями тьмы, самое существование которых-мерзость.

Оборотней воспринимают как туповатых варваров.

Из магов хорошо знают только Тафтани, которых обычно ненавидят как рабовладельцев. А так же батанитов, которые считаются наиболее приемлемыми благодаря знанию этикета и традициям честно платить за услуги джинов.

Герметики вызывают те же эмоции, что и Тафтани, но поскольку маги Ордена не владеют Кодексом Соломона, то джины часто одерживают верх в борьбе с ними. Говорящие с духами вызывают у них презрение и их методы не действуют на джинов, хотя они считаются и полезными как слуги. Остальные традиции и технократы просто неизвестны подавляющему большинству джинов.

 

Автор — тохта-найон

Обсуждение статьи на нашем форуме.