Mage: Ascension

Начать великую историю достаточно легко;
гораздо сложнее закончить ее должным образом.
-Билл Бриджес

Книга Восхождение (Ascension) стала последним аккордом десятилетней истории одноименной линейки Магов. Как и в случае с Геенной (Gehenna) и Апокалипсисом (Apocalypse), предназначенными для линеек Вампиров и Оборотней, перед авторами третьей “книги конца света” стояла нелегкая задача, состоящая в сведении воедино всех сюжетных нитей, щедрой рукой разбросанных по доброй сотне различных книг. В силу этого, главной задачей данного обзора является анализ того, насколько успешно у них это вышло.

Для начала, следует отметить, что по сравнению с Вампирами и Оборотнями, Магам всегда было наименее присуще ощущение грядущего Армагеддона. В отличие от Сородичей, со страхом ожидающих неминуемого пробуждения Патриархов, и Гару, готовящихся к последней битве с силами Зла, Пробужденные, в большинстве своем, жили сегодняшним днем. Более того, сама динамичная природа линейки Магов, основанная на убеждениях и идеалах, отрицала возможность существования чего-то необратимого. В конце концов, с точки зрения магов, Апокалипсис мог произойти только в том случае, если бы все обитатели Земли уверовали в него – и потому, на протяжении большей части своей истории, Пробужденные пребывали в счастливом неведении относительно угрозы, нависшей над миром.

Помимо этого, в отличие от двух других линеек, характеризовавшихся постепенным нагнетанием обстановки, третья редакция Магов: Восхождения (Mage: The Ascension) уже повлекла за собой радикальные и необратимые изменения. Прежде всего, она поставила точку в глобальном конфликте, получившем название Войны Восхождения (Ascension War). Технократия, объединение магов, избравших путь науки и знания, победила разобщенные и, в большинстве своем, анахроничные Традиции. Противостояние за умы человечества продолжили лишь отчаявшиеся одиночки, тогда как большинство магов решили сосредоточиться на своих проблемах. Кроме того, начавшийся Шторм Аватаров, катаклизм вселенского значения, разделил Умбральные Часовни и земные пристанища магов, освободив молодых Пробужденных от настойчивого внимания Мастеров. В сути своей, мир Магов уже изменился – и, в какой-то степени, это усложнило задачу авторов, которые должны были поставить финальную точку в его истории.

Восхождение начинается с пролога Кейтлин Райан, который во многом задает общий стиль книги. Первым, что бросается в глаза, становится значительное количество смутно знакомых персоналий, которые, в большинстве своем, связаны с книгами первой редакции Магов. Достаточно только упомянуть Эвтанатоса Аманду, обладательницу искаженного Аватара Нефанди, упоминавшуюся в Книге Ремесел (Book of Crafts) и Книге Часовен (Book of Chantries), провидца-Экстатика Дэвида Хо или печально известный Дом Хелекар. В результате этого, все те, кто внимательно следили за развитием сюжета линейки, будут приятно удивлены встрече со старыми знакомыми – что же касается остальных, то им придется провести некоторое время, разбираясь с тем, о ком же идет речь.

Следующие семь глав условно можно поделить на две части. Первая и седьмая главы содержат рекомендации относительно проведения эпических хроник, связанных с завершением линейки Магов. В частности, в первой главе перечисляется ряд знаков, указывающих на неизбежное приближение Конца (Красная Звезда, Шестой Вихрь, пробуждение Равноса, основание Совета Изгоев (Rogue Council), излагается ряд техник, посредством которых персонажи могут собрать воедино частички головоломки (вещие сны, откровения), а так же описывается ряд этапов, которые преодолевает на пути к своему финалу Мир Тьмы. Помимо всего прочего, первая глава содержит значительное количество рекомендаций и идей, позволяющих настроить игровую группу на нужный лад.

Вкратце, общая картина на момент начала двух основных сценариев (“Правосудие” и “Революция будет транслироваться”), которые представляют ситуацию с точки зрения Традиций и Технократии, выглядит следующим образом: после значительного усиления барьера между мирами, последний, внезапно, начинает слабеть, в результате чего в реальный мир проникают существа, которые в течение долгого времени были изолированы от него. Помимо призраков и духов, к их числу принадлежат загадочные Психопомпы, которые на протяжении всей истории человечества оказывали незримое влияние на наиболее выдающихся его представителей, которыми были маги. Одно из проявлений этого влияния было связано с Аватарами, находящимися во власти Психопомпов.

Помимо разнообразных звуковых и зрительных эффектов из разряда драконов, парящих над Центральным парком, или волшебных лисиц, оккупировавших Чайнатаун, некоторые духи начинают занимать человеческие тела, порождая так называемых “Анакимов”. Эти странные сущности могут быть как пришельцами со звезд, так и представителями забытой земной расы, подобной Атлантам. Тем не менее, вне зависимости от своей природы, они становятся новым фактором, подрывающим привычную картину будничной реальности.

Последним признаком грядущих изменений становятся массовые исчезновения людей. Многие из них связаны с ослаблением границы между мирами, в результате чего некоторые смертные попросту проваливаются в образовавшиеся “дыры”. Другие становятся жертвами сущностей, проникших на Землю из Умбры. В то же время, проникающие на Землю Аватары так же вносят свою вклад в общую сумятицу, многократно увеличивая общее количество Пробужденных. Так выглядит общее развитие ситуации на момент начала двух основных сценариев, описанных ниже.

Первым из них является “Правосудие”, написанный небезызвестным Малколмом Шепардом и, по словам самого автора, наиболее близкий к “официальному” варианту развитию событий. Основой этого сценария является концепция Десятой Сферы Правосудия или Телоса. Согласно этой концепции, Сфера Правосудия представляет собой Единство, воплощениями которого были Психопомпы и, как это не парадоксально, Малфеане, ужасающие обитатели Лабиринта Подземного Мира. Основной конфликт сценария связан с необходимостью остановить главу Дома Хелекар, Вурмаса, стремящегося изменить мироздание, навсегда изгнав оттуда смерть и объединив мир живых и мертвых.

Анализируя “Правосудие” следует отметить, что описанные в нем события действительно очень масштабны. Предполагается, что персонажи станут свидетелями эпохальных событий, начиная появлением Трона Единства во время заседания Нового Совета Девяти, которым открывается сценарий, и, заканчивая исходом Инженеров Пустоты, решивших покинуть мир ради исследования новой вселенной, не говоря уже об эпическом сражении с главой Дома Хелекар на просторах Королевства Энтропии.

Из других запоминающихся моментов можно отметить возвращение Традиции Аль-и-Батини, массовое Пробуждение Спящих, сопряженное с попытками Технократии заключить всех Пробуждающихся в концлагеря и ответной реакцией со стороны Пустых, развязывающих партизанскую войну против Нового Мирового Порядка, и, наконец, финальное противостояние Технократии и Традиций в Австралии, где с обеих сторон сходятся тысячи магов. Тем не менее, как показывает будущее, главным врагом мироздания оказывается Вурмас, поработивший Аватары, связанные с Ищущей Эссенцией, и стремящийся преобразить мир. В результате этого, пока Традиции и Технократии вместе отражают нападение Мародеров на Землю, героям предлагается пробраться в Замок Хелекар, уничтожив Вурмаса и освободив плененные им Аватары. Финалом этого сценария становится пробуждение всего населения Земли, сопряженное с уравнением в правах магии и технологии. После этого каждый смертный становится магом, и противостояние идеалов автоматически теряет какой-либо смысл.

Стоит отметить, что сценарий действительно очень хорош. Единственное, что вызывает некоторое замешательство, связано с первой его частью, повествующей о “тайной истории” линейки Магов. Разглагольствования на тему загадочной традиции Иксои, ставшей не менее загадочной традицией Кирафаи, в лучшем случае вызывают удивление – в худшем же зевоту, чему, к сожалению, не способствует и регулярное упоминание Теомима Хейлела, часто и с удовольствием появляющегося во снах персонажей, один из которых является его наследником, как, впрочем, и несчастный Марк Гиллан. В то же время, подобный ход позволяет объяснить ту значительную роль, которая отведена героям в событиях сценария, не говоря уже о простом, человеческом удовольствии, стать первым и последним хранителем Кресла Единства в Совете Традиций.

Кроме того, стоит отметить, что сценарий отвечает на ряд вопросов, начиная причинами предательства Хейлела и заканчивая тем, что вызвало Шторм Аватаров. Так же стоит отметить значительное количество возможностей для вовлечения персонажей в самые различные события (разнообразие вариантов действительно очень велико, благо сценарий позволяет найти игрокам занятие на любой вкус, начиная нападениями на концлагеря и заканчивая вершением судеб в Совете Традиций и дипломатическими переговорами с Технократией), что позволит не просто добиться разнообразия, но и создать действительно полноценную картину. Таким образом, можно сделать вывод, что “Правосудие” прекрасно подходит тем, кто привык воспринимать линейку Магов в наиболее традиционном виде, и творение Малколма Шепарда принесет им немало приятных и интересных минут.

Сценарий “Революция будет транслироваться” авторства Брайана Кэмпбелла представляет собой нечто диаметрально противоположное. Прежде всего, он будет наиболее интересен тем, кто хотел бы посмотреть на последние дни мира с позиции Технократии. Основное внимание, в данном случае, уделяется изменениям, связанным с ослаблением Барьера (Gauntlet), а так же последствиям этого, главным из которых является значительное ослабление контроля Технократии над человечеством.

Все начинается с того, что вскоре после начала Шторма Аватаров, данные ряда аналитических центров, расположенных в Умбре, указывают на то, что с незначительной долей погрешности мир будет уничтожен в течение следующих пяти лет. К сожалению, большинство внеземных баз теряет возможность связи с Землей, в силу чего оставшимся там оперативникам Технократии приходится действовать на свой страх и риск.

В сути своей, именно в этом и заключается основная идея данного сценария. Привыкшие к формализированной деятельности в соответствии со строгим протоколом, оставшиеся на Земле структуры Технократы медленно, но верно погружаются в хаос. Отчаянные попытки перекрыть “точки прорыва” Барьера и нейтрализовать то, что уже успело прорваться в мир с другой стороны, сопровождаются ожесточенной грызней, взаимными обвинениями и попыткой наладить хотя бы какую-то видимость порядка.

Восстановление связи с командными центрами, расположенными в Умбре, так же не улучшает ситуацию, так как теперь земные группы еще и получают противоречивые приказы, которые, в большинстве своем, не имеют никакого отношения к реальности или здравому смыслу. В конечном счете, значительный процент оперативников отказывается выполнять их, переходя на полуофициальный статус, в результате чего Белая Башня отправляет по их следам группы зачистки, параллельно объявляя финальный этап Погрома, связанного с охотой на все, что так или иначе связано со сверхъестественным.

После этого, Технократия фактически разделяется на два лагеря, представленных Юнионистами и Лоялистами. Первые из них связаны с легендарным Контролем, организованным Внутренним Кругом Технократии, который еще до начала ХХ века покинул Землю, отправившись в глубины Умбры. Контроль преследует изначальные цели Ордена Разума, стремясь остановить грядущий катаклизм, чтобы раз и навсегда сделать обычный людей хозяевами мира. Что же касается Лоялистов, то эта группа представляет интересы фактической технократической верхушки, захватившей власть после того, как Внутренний Круг отошел от дел. Основная ее задача состоит в сохранении своего господствующего положения, как, впрочем, и власти над человечеством, посредством уничтожения всего, что не вписывается в парадигму Технократии.

В результате этого, финалом сценария становятся отчаянные попытки каждой из фракций уничтожить своего противника с помощью фокусированного потока Осколков Аватаров. В сути своей, речь идет о классической атаке метеоритов, которая, впрочем, воздействует на мир не только на физическом, но и метафизическом уровне. Финальным результатом этой акции может быть один из трех вариантов, которые выглядят следующим образом.

В первом случае, Юнионистам удается уничтожить коррумпированную верхушку Технократии, по сути, начиная все заново. В случае успеха Лоялистов, на Землю обрушивается страшный метафизический удар, уничтожающий большую часть возможной оппозиции. По сути, единственной существующей парадигмой остается парадигма Технократии. Если же ни одной из сторон не удается достичь успеха, то масштабы катаклизма оказываются несравнимо большими, в силу чего единственными выжившими Пробужденными остаются те, кто находились в этот момент за пределами Земли. В последнем случае, уничтожению подвергаются как Традиции, так и Технократия.

Стоит отметить, что “Революция будет транслироваться” можно по праву назвать одним из лучших сценариев Восхождения, если не самым лучшим. Главная его особенность состоит в том, что персонажам предлагается занять место обычных оперативников Технократии, которые лишены автоматического статуса Избранных, Великих и Незаменимых. В сути своей, они оказываются один на один с миром, который внезапно начинает рушиться вокруг них. Впервые за долгое время оставшись без непосредственного контроля и начальства, они должны будут сами выбирать приоритеты и принимать решения, за которые, с немалой долей вероятности, им придется понести ответственность. Именно благодаря этому, сценарий Брайана Кэмпбелла, даже, невзирая на значительно меньший уровень проработки, передает атмосферу Восхождения едва ли не лучше, чем “Правосудие”. Единственным его минусом является достаточно жесткая привязка к Технократии, но даже в том случае, если игроки предпочитают Традиции, предоставляемые им возможности настолько богаты, что заслуживают временного отступления от привычного стиля игры.

Следующие три истории несколько отходят от основной сюжетной линии Магов: Восхождения, что, впрочем, не означает того, что в ходе их персонажам не встретятся хорошо знакомые лица. В определенной степени, каждая из них соответствует определенному стилю игры, и будет наиболее интересна для тех Рассказчиков, которые выработали свой собственный взгляд на эту линейку.

История “Земля содрогнется”, написанная Сэмом Инабинетом, представляет собой вариацию на тему фильма “Армагеддон”. В начале сценария, персонажи узнают о том, что у Земле приближается исполинский астероид, который грозит уничтожением всему человеческому роду. Тем не менее, учитывая то, что это открытие сделали два начинающих астронома, никто не желает верить в нависшую над миром угрозу. В силу этого, первостепенной задачей персонажей становится убеждение научных кругов и властей в серьезности сложившейся ситуации, как, впрочем, и защита четы Трипплхорнов от охотящегося за ними культа Мародеров, известного как Первая Церковь Опознанного Летающего Объекта (ПЦОЛО).

Вскоре, впрочем, становится очевидным, что опасность гораздо больше, чем можно было предположить. Неизвестное небесное тело так же движется в Умбре, и, спустя некоторое время, начинает бомбардировать Астральную Умбру осколками камня, оказывающимися, на самом деле, злобными Умбральными сущностями. В ходе поисков ответа на эту загадку, инициированных представителями Александрийской библиотеки, персонажи узнают о том, что Умбральный астероид был отправлен из глубин Умбры чьей-то злой волей.

В конечном счете, персонажам удается ознакомить с информацией о грядущем катаклизме как представителей научного мира и властей, так и другие Традиции. Тем не менее, каждая из сторон решает идти своим путем. Часть Традиций, во главе с Эвтанатосами и Говорящими-с-Грезами, приходит к выводу, что появление астероида является частью естественного порядка, смиряясь с неминуемой гибелью человечества. Другие, подобно Ордену Гермеса и Сынам Эфира, начинают разрабатывать план действий, способный решить возникшую проблему. Наиболее радикальными оказываются подходы Технократии и Традиции Вербены, суть которых заключается в использовании термоядерного устройства с целью изменения направления движения астероида или же воздействия на орбиту Луны, которая должна будет встать на пути астероида, защитив Землю.

Тем временем, загадочная женщина, которую зовут Дианой, сообщает персонажам о том, что создатель астероида, получившего имя Тифон, стремится заполучить ее мать, которая, в действительности, является Матерью-Землей. В момент встречи с ней, персонажи сталкиваются с самим претендентом, оказываясь вовлеченными в Умбральный парад планет, танцующих друг с другом в преддверии финальной развязки. В ходе танца, они узнают о том, что дух несуществующей планеты Солнечной системы, уничтоженной некогда обитавшей там могущественной цивилизацией, стремится спасти Землю от такой же судьбы, которая угрожает ей из-за равнодушия ее собственных детей.

В конце концов, судьба планеты решается в реальном мире, где различные фракции магов отчаянно противостоят друг другу, отстаивая единственно правильный способ спасения Земли. В результате этого, ритуалы Ордена Гермеса и Вербены нейтрализуют друг друга, а корабли Сынов Эфира и Инженеров Пустоты сражаются друг с другом вместо того, чтобы заняться уничтожением астероида. В силу этого, финал сценария сводится к одному из двух вариантов: в том случае, если магам хотя бы ненадолго удается забыть о своих противоречиях и объединиться ради общей цели, Землю ожидает всего лишь аналог ядерной зимы, вызванный падением осколка астероида в Атлантический океан с последующим вызовом исполинского цунами и огромного облака пыли. Большая часть человечества оказывается уничтоженной, но немногочисленные выжившие получают возможность начать все заново. В противоположном случае, вся жизнь на Земле оказывается уничтоженной, и единственным, что остается магам, является исход в Умбру на поиски других, лучших миров.

Несмотря на значительную вторичность, история Сэма Инабинета является прекрасной иллюстрацией внутреннего раскола, присущего обществу магов. Если в первых двух сценариях главную проблему для мира представляют относительно объективные обстоятельства, связанные с вселенскими процессами, то “Земля содрогнется” иллюстрирует то, как не самая значительная угроза с легкостью способна уничтожить мир просто из-за того, что его защитники не могут объединиться. Положительной оценки так же заслуживает наличие двух параллельных веток развития событий (в реальном мире и Умбре), позволяющее Рассказчику построить хронику в зависимости от своих предпочтений или же скомбинировать наиболее понравившиеся моменты.

Сценарий “Шепот вместо крика” вполне справедливо можно назвать наиболее неожиданным из всех представленных в книге. Написанный Конрадом Хаббардом, он основывается на редких упоминаниях существ, известных как Зигг’раклурры, которые совершили несколько нападений на Часовню Ордена Гермеса в Сан-Франциско. Необычность этих существ была связана с тем, что они предположительно могли перемещаться во времени, которое текло для них в обратном направлении.

Как бы то ни было, именно они становятся главными антагонистами Магов в случае с этим вариантом Конца. Вместо того чтобы попытаться подчинить себе мир, желтокожие, бесформенные Зигг’раклурры попросту решают вытянуть из мира магию, которая необходима для их энергетических установок, работающих в параллельном измерении. В этом им препятствует раса “серых”: классических пришельцев из космоса, которые, в действительности, являются Психопомпами. Именуемые Ку Лоан, они стремятся избежать исчезновения магии, так как это, в свою очередь, повлечет за собой гибель их цивилизации, существующей благодаря магическим технологиям.

На протяжении всего сценария, в ходе которого персонажам предстоит встретиться с рядом уфологических и конспирологических организаций, избежать похищения Зигг’раклуррами и, в конце концов, добраться до Зоны 51 в поисках космического корабля “серых”, способного доставить их на место последней битвы за будущее мира, магия медленно, но верно слабеет. Это проявляется как в усилении Барьера, увеличивающего сложность всех магических бросков, так и постепенным исчезновением сверхъестественных Достоинств и Недостатков, как, впрочем, и соответствующих Дополнений. В сути своей, магия попросту утекает сквозь пальцы тех, кто пытается ее удержать, и единственной надеждой становится легендарный Новый Зорастер, лежащий на границе Глубокой Умбры и неведомых человечеству просторов.

Добравшись туда, персонажи узнают о том, что загадочный основатель этого города, Кувон, собирает там Аватары магов, стремясь защитить их от Зигг’раклурров. Тем не менее, вскоре после прибытия, персонажи становятся свидетелями начала массированной атаки Зигг’раклурров. В конечном счете, им приходится сделать выбор, вне зависимости от которого, впрочем, их мир навсегда окажется лишенным магии. В случае победы Зигг’раклурров, они вытягивают из мира остатки магии, навсегда покидая его. В свою очередь, победа Кувона так же означает утрату мирозданием его магической составляющей, сосредоточенной теперь в стенах Нового Зорастера с известной одному лишь его основателю целью.

Тем не менее, возможен и третий вариант. В этом случае, персонажам предстоит победить как Зигг’раклурров, так и Кувона, после чего Новый Зорастер перемещается в иную вселенную, высвобождая все накопленные Аватары. В этот миг, Земля оказывается лишена магии, но исчезновение чего-то в одном месте означает появление его в другом. В сути своей, персонажи становятся свидетелями зари новой эры – пускай даже очень далеко от их родного мира. Что-то кончается, но, в то же время, что-то начинается, и это начало оказывается связано с образом величественного города, которому суждено стать основой бесчисленных мифов и легенд о рождении магии.

Как уже упоминалось ранее, этот сценарий является самым необычным во всей книге. Во многом он является полной противоположностью всем остальным историям, начиная антагонистами (стоит отметить, что Зигг’раклурры упоминались всего один или два раза за всю историю линейки Магов) и, заканчивая общей картиной, которая гораздо больше напоминает “Секретные материалы”, нежели эпическое сражение за судьбу мира. Последнее, впрочем, можно отнести скорее к достоинствам, нежели недостаткам истории Конрада Хаббарда, предоставляющей действительно иной взгляд на линейку Маги: Восхождение.

Последний сценарий Стефана ДеПезы обладает весьма говорящим названием, которое практически сразу же позволяет составить определенное впечатление о том, что ожидает там персонажей. “Ад на Земле” повествует о финальной победе Нефанди. Одна из главных его особенностей состоит в том, что там невозможна даже условная “победа”. В сути своей, мир проигрывает уже в первые мгновения его начала, так как само по себе этот сценарий становится возможным лишь благодаря равнодушию, жестокости и глупости людей, которые его населяют.

Главным действующим лицом “Ада на Земле” является Безымянный (именуемый в Средневековье Черным Человеком) – древний маг, который некогда обменял свое Истинное Имя на власть над силами Тьмы. На протяжении многих веков он собирал силы, пока, в конце концов, не достиг пика своего могущества в середине ХХ века, собрав богатую жатву на просторах полей и лагерей Второй Мировой Войны. После этого, ему оставалось лишь дождаться очередного раскола в рядах Традиций и падения Горизонта, после чего нанести последний удар.

Сценарий начинается с заключительного послания Совета Изгоев, за которым, на самом деле, с самого начала стоял Безымянный. Узнав о том, что Горизонт оказался во власти Тьмы, маги Традиций готовятся сокрушить своего врага, собрав все оставшиеся у них силы. Тем не менее, атака на Горизонт оказывается безуспешной, и спастись удается только небольшой горсточке магов, обнаруживающих в руинах манускрипт Parma Magica (Магический Щит) Бонисагуса. С его помощью, они достигают Баладора, королевства Культа Экстази, где собрались многие из оставшихся в живых Мастеров Традиций. Благодаря манускрипту, им удается создать щит, защищающий все Королевство, тогда как Безымянный обрушивает Шторм Аватаров на Землю, превращая ее в пустыню.

После этого, Безымянный пытается взять штурмом Баладор, но благодаря жертве Сенекса, главы Традиции Эвтанатос, его нападение оказывается отражено. Тем не менее, это его не останавливает, и Безымянный наносит два новых удара, уничтожая Аксис Мунди (Axis Mundi), Великое Древо Миров, а так же отравляя Ноды, которые все еще остаются на Земле. В результате этого, структура мироздания оказывается разрушенной, а сама Земля начинает преображаться.

Единственным, кто еще может бросить вызов Тьме, остается лорд Эдвард Гилмор, последний глава Ордена Гермеса, собирающий силы Ордена в руинах Александрии. Он осознает, что эта битва безнадежна, но пока Безымянный расправляется с остатками Герметиков, ударная группа, собранная в лесах Канады, наносит удар по захваченному Нефанди Мусу, где некогда находился Колледж Ордена, последним хранителем которого был лорд Гилмор. В случае успеха, Традиции получают надежную базу действий, благодаря которой они смогут наносить удары по Земле.

Тем временем, Земля оказывается в полной власти Нефанди. Технократия уничтожена практически полностью и лишь отдельным представителям Инженеров Пустоты удается связаться с выжившими представителями Традиций. Человечество погружается в бездну варварства, останавливаясь приблизительно на уровне Железного Века. Среди одичавших племен странствуют темные духи и демоны, тогда как избранные прислужники Безымянного правят в тех немногих городах, которые сумели избежать исчезновения.

История Стефана ДеПезы далеко не идеальна и часто становится объектом критики. Во многом, эта критика является заслуженной, особенно в том, что касается “нулевой суммы” сценария, который по умолчанию обрекает на неудачу все старания персонажей. Не менее странной выглядит концепция Безымянного и Черного Зла, которое выскакивает в последние дни мира аки чертик из табакерки, навлекая на Землю мор и хлад. В то же время, нельзя не отрицать то, что заботливо выписанная картина полного и неотвратимого уничтожения мира завораживает. Кроме того, “Ад на Земле”, по сути, является единственным сценарием, оставляющим простор для развития вселенной Магов (не говоря уже о притягательности постапокалиптического мироздания, чем-то неуловимо напоминающего цикл Дэвида Геммела о Йоне Шэнноу).

Как уже отмечалось ранее, последняя глава Восхождения так же посвящена теоретическим вопросам. Тем не менее, именно в силу этого, ее можно порекомендовать даже тем, кому не слишком интересны сценарии магического Армагеддона. Дело в том, что именно здесь даются ответы на многочисленные вопросы, связанные с сюжетом линейки, не говоря уже о другой полезной информации. К примеру, все желающие могут узнать полный состав Нового Совета Традиций, собравшегося в Лос-Анджелесе, или же ознакомиться с краткой сводкой деятельности Паноптикона или Команды Рагнарок после 1999 года. Помимо этого, в главе раскрываются подробности действия Шторма Аватаров, а так же истинная природа Психопомпов и Совета Изгоев, за которым стоит Оракул Корреспонденции, Данте.

Кроме того, все желающие найдут здесь рекомендации о том, как можно связать друг с другом Геенну, Апокалипсис и Восхождение, как, впрочем, и советы относительно того, как можно выстроить единую схему космологии (к примеру, приняв как данность то, что Посланники Охотников: Расплаты, Судьи Ма'ат Мумий: Воскрешения и Психопомпы Магов: Восхождения являются одним и тем же). Наряду с ними, глава содержит механику для землетрясений и ядерных взрывов, проведения военных действий и организации финальных сражений с эпическими противниками. Последним же подарком авторов становится информация о четырех возможных трактовках Восхождения и эпилог, написанный Биллом Бриджесом, в котором читателей ожидает еще одна встреча с хорошо знакомыми персонажами.

В качестве вывода можно сказать, что Восхождение является лучшей финальной книгой трех основных линеек Мира Тьмы, выгодно выделяясь на фоне весьма спорных Геенны и Апокалипсиса. Эту книгу можно порекомендовать не только тем, кто интересуется линейкой Магов: Восхождения, но всем желающим провести масштабную игру в мире, где существует магия. Значительное количество интересных идей, ответы на многочисленные вопросы и хороший стиль подачи информации делают Восхождение одной из тех книг, которую стоит прочитать всем почитателям Мира Тьмы.

Автор - Аваллах ©