Интервью с патриархом

Нам любезно согласился дать интервью человек, одним из первых организовавший перевод книг по Миру Тьмы и создавший, возможно, первый сайт в русскоязычной части интернета по этой системе. Возможно, некоторые уже догадались, о ком идёт речь, однако, мы позволим ему самому представиться и рассказать о себе.

Все оттенки Тьмы: Итак, поведайте нам, кто вы, откуда, чем по жизни занимаетесь? Было бы интересно узнать немного о работе, об увлечениях, об основных этапах жизненного пути.

Chi: Меня зовут Тимур Рысаков. Я живу в городе Алматы, Казахстан. По первому образованию я биолог-эколог. Несколько лет проработал в Институтах Зоологии и Микробиологии АН РК - лаборант, младший научный сотрудник. Где-то в середине 90-х жить на институтскую зарплату стало нереально, и потом я обнаружил, что мне интересней возиться с компьютерами в лаборатории, чем заниматься собственно научной деятельностью. Я ушёл в рекламное агентство типографским дизайнером. Ну, было тогда время, когда человек умеющий работать в CorelDraw и Photoshop мог стать дизайнером. Хотя, похоже, оно ещё не кончилось (улыбается). Работал несколько лет в полиграфии. Дизайнером, потом ДТП-шником. Попутно получил диплом инженера-программиста и перешёл в web-разработчики.

Года три назад я разочаровался в карьере наёмного работника и решил открыть свое дело. Сначала это был отдел продажи цветов в супермаркете, сейчас у меня небольшая рекламная фирма. Экология меня все ещё продолжает волновать, и я принимаю посильное участие в деятельности пары экологических НПО - в основном занимаюсь их техническим обеспечением. Женат, дочери десять лет. Свободного времени мало. Читаю, качаю из интернета фильмы и сериалы на английском языке, пытаюсь овладеть китайским, так же уже лет семь веду PBEM-игры (игры по переписке — прим. ред.) по VtM (Vampire: The Masquerade, Вампиры: Маскарад — прим. ред.).

ВоТ: Отлично, Тимур, а как состоялась первая встреча с Миром Тьмы? Это были Вампиры или какая-то другая линейка? Вообще, заинтересованность ролевыми играми была уже до встречи с WoD, или это была первая ролевая система, с которой вы столкнулись?

Chi: Первой была VtM. Я вообще всегда интересовался вампирской тематикой и все такое... Но лучше по порядку.

В мир ролевых игр я пришел, как, наверное, многие, из компьютерных RPG. Серия «Might and Magic», «Wizardry», куча маленьких бродилок по D&D, AD&D («Eye of Beholder», «Dark Sun» и т.п.), «Baldur Gate». Узнал про настольные ролевые игры, обнаружил несколько сайтов. Поиграл на форуме «FatCat's RPG guide» (это так когда-то назывался Rolemancer), PBEM в «Стране забытых эльфов», еще где-то. Потом нашлись ролевики в Алматы. У нас их тогда было не много, да и сейчас вроде тоже. Играли в самодельную систему одного парня.

В начале 2000 года на «FatCat's RPG guide» вышла обзорная статья про VtM Андрея Алаева. На Ролемансере я ее сейчас не нашёл, может где-то в архивах... Меня заинтересовало. Как, я уже написал, меня всегда интересовала вампирская тематика — книги, фильмы. По «Равенлофту» я во время увлечения AD&D многое читал именно про тамошнюю нежить.

Хотя гот-культура меня так чтобы сильно не цепляла. Ну, фильм «Ворон» — один из любимых, слушаю кое-что из готик-металла, девушки в гот-прикиде нравятся (улыбается). Панком я увлечён, наверное, больше.

После прочтения статьи я полез на сайт White Wolf. Там обнаружился «Vampire Introduction KIT» - сильно упрощенный набор правил по VtM. В то время книги правил в интернете запросто не валялись, по крайне мере, я ничего не нашёл. А поиграть хотелось. И не только мне — несколько алматинских ролевиков изъявили желание. Но прочесть KIT на английском не все могли, вот я и решил его перевести. Там не так уж много было. Опыт переводов у меня был большой — ещё в Зоологическом институте переводил много иностранных статей. Ну, конечно, не профессионально — для внутреннего пользования. Перевод KIT'а тоже задумывался только для нашей компании. Перевел, провели пару-тройку игровых сессий. Кто знаком с текстом KIT'а, понимают, что его просто мало для полноценной игры. Ну, может для словески, но я их не люблю.

Как появилась идея создать сайт «Blood Pool», я толком не помню. Я тогда только начинал осваивать web-технологии, вот что-то и слепил. По адресу bloodpool.newmail.ru. Сверстал KIT, выложил, прикрутил форум, пошли отклики. Буквально одним из первых отозвался Игорь Комлев из Германии. Он уже какое-то время играл в VtM, и у него были книги правил на немецком. Он предложил и начал делать переводы. Потом еще народ подтянулся. Мы стали рыскать по интернету, искать любые тексты и какие-то переводить. Кое-что из этих текстов было перепечатками из книг правил всех трёх редакций VtM, что-то вольным изложением, что-то вообще отсебятиной авторов. Так постепенно собрался сборник переводов, который сейчас называют «переводами Чи», хотя моих там переводов может процентов тридцать. Работало больше десяти человек. Вот предисловие от составителя (т.е. от меня), которого на многих сайтах, где сейчас лежат эти переводы, почему-то нет:

«Данный текст не является полным и точным переводом какой-либо редакции правил настольной ролевой системы Vampire: The Masquerade. В нем собраны переведенные материалы, ранее опубликованные на сайте BloodPool в виде разрозненных фрагментов. Вполне возможно, что в нем имеются ошибки и неточности, и он, конечно, далеко не полон.

Переводчики: Игорь Комлев, Steve, Zulin, Melamory, Chi, Ephraim von Liechtenstein, Кирилл, Даннер, Scandy, Duke Lion, Элдан.

Составитель: Chi.»

Так или иначе, по этому сборнику переводов можно было уже играть. Правда, для настолки я уже игроков не нашёл - ну, интерес за время работы у многих угас, поэтому запустил игру PBEM. По адресу http://games.groups.yahoo.com/group/vampire1. Первыми игроками стали члены команды переводчиков. Сейчас я продолжаю вести игру, хотя игроки уже много раз поменялись. За столом играть получалось мало.

Потом кто-то, если не ошибаюсь, Комлев, прислал мне сканы книги «Vampire: The Masquerade, Revised Edition». Его мы распознали, сверстали в html, и я выложил архив на «Blood Pool». Zulin подарил мне «Guide to the Sabbat» - единственная бумажная книга, которая у меня есть. Ее тоже распознали-сверстали. Потом я нашёл «Vampire CD» — это диск, который выпустили «White Wolf». На самом деле их было два - по 2-й редакции VtM и по исправленной — мне попался второй. На нем в текстовом формате были основные книги системы — их я тоже сверстал в HTML. Потом к этому процессу присоединился Feanor, вроде он тоже был не один, но я уже не помню точно. Он прислал мне сверстанные в html основные книги WtA (Werewolf: The Apocalypse, Оборотни: Апокалипсиc — прим. ред.), CtD (Changeling: The Dreaming, Подменыши: Грёзы — прим. ред.) и еще что-то. Все лежало на сайте, плюс еще несколько небольших по размеру файла книг, пока мне не пришло письмо от «White Wolf» с требованием прекратить это безобразие (улыбается).

Я перенёс сайт на другой адрес, там его тоже нашли, пришлось опять переезжать. В конце концов, мне это поднадоело, и вообще энтузиазм в поддержке сайта угас. Материалы все равно уже расползлись по инету, иногда в довольно причудливых формах, так что с «Blood Pool» я завязал. Вот, наверное, и всё.

ВоТ: Тимур, а как менялось отношение к Миру Тьмы в целом и к Вампирам в частности на протяжении всего времени знакомства с миром и системой? Судя по вашим ответам, раз до сих пор продолжаются партии, то определённый интерес сохраняется.

Chi: Что касается VtM, то чем больше узнавал, тем больше нравилось. Точнее сказать, чем больше узнаю, потому что книг много, и я все продолжаю их читать. Конечно, не все замечательно, бывают откровенные разочарования, но в целом отношение в таком русле. Относительно других линеек восторгов поменьше и разочарований побольше, но книги по ним я тоже читаю с интересом, хотя и более выборочно.

ВоТ: Что бы вы могли сказать про другие линейки: Оборотней, Магов, Демонов и прочих? Приходилось ли играть такими персонажами, какие были впечатления от них? Или, возможно, они в ваших играх исполняли только роли антагонистов?

Chi: WtA - следующая любимая линейка после Вампиров, если считать KotE (Kindred of the East, Восточные собратья — прим. ред.) частью VtM. Оборотни вообще мои следующие любимые сверхъестественные существа после вампиров. Жаль только, что эту линейку сильно портит примитивная (по сравнению с VtM) система создания персонажа. В исправленной редакции у оборотней даже Архетипы отобрали, и от личностных черт почти ничего не осталось.

Очень нравится WtO (Wraith: The Oblivion, Призраки: Забвение — прим. ред.). И идея борьбы Psyche с Shadow, и описание Мира Мертвых. Хотя водить по этой линейке я бы не смог — просто нет интересных идей... Но поиграл бы, если было бы у кого.

DtF (Demon: The Fallen, Демоны: Падшие — прим. ред.) во многом похожа на VtM, поэтому тоже в моих фаворитах. Жаль только, что работу по ней Волки свернули, выпустив всего ничего книг.

Нравится HtR (Hunter: The Reckoning, Охотники: Расплата — прим. ред.), хотя читал я по ней не очень много. В моей текущей PBEM-хронике как раз наступает время массового появления этих охотников в мире, так что возможно скоро прочту больше.

MtR (Mummy: The Resurrection, Мумии: Воскрешение — прим. ред.) читал основную книгу правил, особого впечатления не получил. Как и от книг по мумиям ранних редакций.

MtA (Mage: The Ascension, Маги: Восхождение — прим. ред.) мне не нравится. Я довольно много времени убил на изучение этой линейки, пока окончательно в ней не разочаровался. Сеттинг так себе, система магии еще хуже (мечта манчкина, больше сказать нечего). В новом WoD система получше, но не намного, и вносить ее лучшие стороны в старый сеттинг я смысла не вижу. Истинные Маги в моих играх есть, но только как NPC (неигровые персонажи — прим. ред.).

CtD (Changeling: The Dreaming, Подменыши: Грёзы — прим. ред.) не то чтобы не нравится, просто равнодушен к ней. Прочел основную книгу по ним не шибко внимательно, полистал ещё пару книг. Никак не зацепило.

Самому играть по ним мне почти не пришлось — мало свободного времени — остаётся только на вождение своих игр. Играл только на форуме по DtF — понравилось. Игры, которые я вожу, в основном ориентированы на VtM, но представители других линеек в них встречаются, и как NPC (и антагонисты, и союзники), и как PC (персонажи игроков — прим. ред.). С теми линейками, которые я неплохо знаю, неразрешимых проблем кроссовера (использование в одной игровой партии существ из разных линеек — прим. ред.) для меня пока не возникало.

ВоТ: Если немного вернуться к началу, то как получилось выбрать профессию биолога-эколога? И как-либо удалось использовать знания и навыки, полученные в институте и после него, если говорить о дизайнерской и программистской работе, в ролевых играх? Просто люди достаточно в сюжете собственных игр и в иной околоролевой деятельности часто используют то, в чём хорошо разбираются.

Chi: Я не могу сказать, что хорошо разбираюсь и в биологии, и программировании. Побольше среднего человека с образованием в другой области, но ни первое, ни второе не стало моим любимым делом, не говоря уже о призвании. Просто так получилось.

На биофак я пошёл по стопам мамы. Тоже обычное дело — дома было полно книг по биологии — я по ним фактически читать учился. Так же способствовало общение с мамиными коллегами, поездки по заповедникам в гости к её друзьям. Учился я на вечернем, попутно работая в упомянутых выше институтах, и то, что биология это не моё, понял уже где-то на втором-третьем курсе. И на кафедру экологии пошёл, потому что она была самая халявная. Хотя опять же повторяю: вопросы экологии меня волнуют, но скорее на уровне хорошо осведомлённого неспециалиста. А диплом программиста я получил только, чтобы работу в сфере IT получить получше.

Конечно, что-то из своих знаний я использую в игре, но не так чтобы очень много. Например, опираясь на знания физиологии, я составил хоумрулы (домашние правила, т. е. дополнительные правила для игр — прим. ред.) по анатомии вампиров, но вполне возможно, что специалист их раскритикует. А опыт дизайнера позволяет быстро самому рисовать карты для боёвок.

ВоТ: И ещё, если взглянуть на существование вампиров с биологической точки зрения, или, даже, с экологической, то похожа ли заданная «Белыми волками» пропорция «один вампир на 100 000 человек» на экстраполяцию обычных отношений хищник-жертва? Насколько хорошо это сочетается с вакханалиями питания у вампиров, особенно у Шабаша?

Chi: Так... Ну, можно посчитать. Конечно, очень приблизительно. Одному вампиру надо каждую ночь 1-2 единиц крови (если не вести активный образ нежизни). Это примерно 0,5-1 литр. Скажем, он будет их брать в два приёма у двух людей каждую ночь. Доноры крови сдают чуть поменьше — 0,4 литра и между сдачами положен перерыв не меньше двух месяцев. Значит, на питание вампиру надо 60-120 человек в месяц, чтобы они от кормления не помирали. Но для того, чтобы люди ещё и не замечали, что на них кормятся и списывали анемию на другие причины, думаю это число лучше в 5-10 раз умножить. По верхней границе пусть это будет 1200 человек. Учтем так же, что это по идее должны быть взрослые люди, и прибавим к ним стариков и детей. Получится 2,5-3 тыс. человек. Ну, добьём до 5. В итоге все равно получаем, что Камарилья ну очень сильно перестраховывается.

И кстати, если уж смотреть с точки зрения экологии, то большинство вампиров скорее не хищники, а паразиты или в каких-то редких случаях симбионты людей. Но это очень узкий взгляд.

Что касается Шабаша, то его вакханалии не такие уж и заметные. Разгуляться получается в развивающихся странах вроде Мексики, а в развитых они Маскарад соблюдают так же строго, как и Камарилья. Просто другими методами.

ВоТ: Потом, если немного отойти от соотношения 1 к 100 000, то сколько всего вампиров могла бы выдержать Земля при нынешнем населении, при условии, что существуют только вампиры и люди? Изменилось бы максимально возможное количество вампиров на планете, если ввести в "экосистему" Оборотней, Технократию и другие фракции сверхъестественных существ? У них же, наверное, взаимная регулировка численности чем-то похожа на ту, что существует в дикой природе среди хищников и их жертв?

Chi: Из расчётов выше получается, что вампиров может быть раз в 10-20 больше, чем заявлено в сеттинге. Наверное, можно посчитать, что это компенсируется наличием других супернатуралов. Хотя на самом деле это вопросы, выходящие далеко за пределы экологии и больше относящиеся к социологии и демографии. В конце концов, мы тут имеем дело с разумными существами.

ВоТ: Ещё вы упомянули о разочарованиях, которые иногда возникали по мере знакомства с Миром Тьмы, с новыми книгами Белых волков, с чем они были связаны? С переходом к исправленной редакции, или, возможно, с кем-то из кланов?

Chi: Исправленная редакция мне нравится больше, чем вторая — более продуманная механика. А изменения в сеттинге я не рассматриваю в ключе, почему-то принятом большинством игроков. Я не знаю, как его точно сформулировать... Ну, вроде: «есть вторая редакция, а есть исправленная и между ними как плугом борозда». Для меня все изменения в исправленной редакции являются логическим продолжением или усовершенствованием «двушки». Я так же не считаю, что утверждение «исправленная редакция говорит нет кроссоверу!» соответствует действительности. Как раз таки в книгах этой редакции кроссовер довольно таки подробно расписан по сравнению со второй, а то, что его не рекомендуют — ну и что? Так я и послушался, когда почти все инструменты для него чуть ли не на этих же страницах приведены. Чего не хватает, можно по аналогии без особых проблем доделать. Думаю, Волки мудро написали книги так, чтобы они одновременно удовлетворяли и консерваторов, и желающих расширить свои горизонты в поисках новых идей и сюжетов. Ну а то, что консерваторов большинство — меня это и в других сферах никогда не останавливает.

А что насчёт разочарований... Ну, список большой. Венчает его, пожалуй, Геенна — книги по ней я полистал и решил игнорировать. Ну, а по мелочи: уничтожение Tal'mahe'Ra; так и не вышли нормальные книги про вампиров в возрасте от 500 лет (например, аналог «Masters of the Art» в MtA); по KotE книг крайне мало выпущено; не стали делать ревизию всех книг из серии «Word of Darkness» («Gypsies», «Outcasts» и т.д.) — выпустили только новую книгу «Sorcerer», но она мне не понравилась... Жаловаться есть на что, но особого смысла в этом я все равно не вижу. Ролевые игры это творчество. Что-то не нравиться — поменяй, чего-то не хватает — добавь. Основа у Мира Тьмы по любому достаточная, и за это Волкам громадное спасибо.

ВоТ: Кстати, раз уж зашла речь о кланах, есть ли фаворит среди них, и, соответственно, наименее любимый?

Chi: Нет, любимого нет, нелюбимого тоже. Есть, о которых я меньше знаю, но каждый клан или Линия Крови по своему интересны. Я абсолютно не разделяю мнения людей, которые называют какие-то кланы или Линия Крови «искусственными» или «покемонами». Считаю, что все гармонично вписываются в сеттинг.

ВоТ: Какие у вас личные предпочтения в плане ролевых игр, если говорить о форме их организации? Понятно, что игра по переписке или на форуме создаёт наибольшую свободу для игроков в плане выбора времени, когда играть, однако, не зря же люди собираются для настольных и полевых игр. Кстати, приходилось ли играть в другие варианты ролевых игр, те же самые полевые или городские? Или в родном городе слишком малое количество сторонников таких вариантов игры?

Chi: Мне просто особо не из чего выбирать, чтобы говорить о предпочтениях. Больше всего опыта у меня в PBEM, и эта форма мне соответственно больше всего нравится. На форумах играть не понравилось. За столом игра совсем другая, и тот опыт, который у меня был, дал только положительные эмоции, но его было мало. Любители полевых игр у нас в городе есть, я с несколькими знаком, и игры проводятся, насколько я знаю. Но у меня никогда не было желания, да и времени в них участвовать.

ВоТ: Дают ли ролевые игры что-то своим игрокам, помимо приятного времяпрепровождения? Скажем, в психологии те же ролевые игры активно применяются в терапевтических целях, а есть ли возможность какую-то пользу получить от тех игр, которые проводятся в среде рядовых игроков?

Chi: Приятное времяпровождение это уже много. Что до меня, то мне нравится в процессе игры получать знания из самых различных областей, с которыми в повседневной жизни я бы просто не сталкивался. Ну, и общение с самыми разными людьми, конечно.

ВоТ: Стоит ли популяризовать ролевые игры, чтобы у подрастающего поколения была возможность творчески и с интересом проводить время?

Chi: Ну, а кто из ролевиков скажет, что не надо? (улыбается)

ВоТ: Иногда попадаются те, кто считают, что не надо, мол, ролевые игры — это для людей с богатым внутренним миром, и всем подряд в них играть не стоит. Обычно к этому добавляется, что те, кто захотят играть, сами найдут всю нужную информацию.

Chi: Все подряд и не играют, а из тех, кто играет много и давно, вовсе не у всех богатый внутренний мир (улыбается). Конечно, случайных людей много, но это, по моему мнению, нормально. Я считаю, у каждого должен быть шанс, и популяризация этому способствует. Конечно, иногда, а может даже и часто, новички достают, но это у них «работа» такая.

ВоТ: Белые волки называют игры по Миру Тьмы играми в жанре хоррора. А ваши партии в каком ключе проходят? Это социалка, приключения отряда ОМОНа в песочнице (эпическое фэнтези), детектив или что-то другое. Может быть, какие-то определённые типы игр подходят для различных линеек, для вампиров что-то одно, для оборотней другое, для куэй-дзин третье?

Chi: Честно говоря, я затрудняюсь сказать, в каком жанре проходят мои игры, потому что я никогда не утруждал себя задачей играть в каком-то определённом жанре. Тем более что некоторые из них я просто не понимаю. Например, «социалка». Вот иногда кандидаты в игроки спрашивают «у вас социалка?» или «какой процент у вас социалки?», а я даже не знаю, что ответить. По мне так ответ на второй вопрос вообще можно только в конце игры дать: «вот столько-то процентов получилось». Ну, это если я хоть приблизительно правильно этот термин понимаю. Так что, насчёт жанра моих игр, наверное, лучше у моих игроков спросить.

В школе моя любимая учительница по литературе как-то сказала, что гений всегда выходит за рамки жанра, в котором работает. Не то чтобы я себе лавры гениальности примеряю (улыбается), но стремиться то к лучшему хочется.

ВоТ: Если развить тему различных жанров, то было бы реально провести у вас игру, в которой происходило наступление Геены (апокалипсиса, шестой эпохи или другого варианта конца мира)? Как в вашей игре мог бы быть организован сценарий такого развития событий?

Chi: Не знаю. Как я уже сказал, сейчас у меня установка «Геенну игнорировать». Я всегда стараюсь придумывать истории так, чтобы у них могло быть продолжение. Так что, если я когда-нибудь и приду к сюжету о Геенне, он, скорее всего, не будет абсолютно фатальным. Больше пока ничего сказать не могу.

ВоТ: И ещё хотелось бы вернуться к уже затронутому вопросу вампирской геополитики. Достаточно ли в Мире Тьмы противостояние Камарильи и Шабаша, если мы играем только в среде вампиров, без задействования других сверхъестественных существ? Или в эту группу стоит добавить Инконню, Чёрную руку или какие-то иные группировки? Какое вообще у вас к ним всем отношение?

Chi: Конфликт между Камарильей и Шабашом это забава для «молодежи», которая еще не разменяла первую тысячу лет. Сеттинг VtM гораздо шире этого конфликта во всех смыслах. И есть не только Tal’mahe’Ra, Inconnu, о которых в книгах толком ничего не рассказано. Большая часть городов мира управляется принцами, которые не принадлежат ни к Шабашу, ни к Камарилье. Только в Европе таких, как минимум, треть, а может и половина, если не больше. Есть анархи, нейтральные кланы, инферналисты. Если смотреть географически, есть Африка и почти не описанные к сеттинге Южная Америка и Австралия, ну или хотя бы страны бывшего СССР. Для меня не стоит вопрос, надо ли все это добавлять. Все это просто есть.

Идея Tal’mahe’Ra мне понравилась, правда в «Dirty Secrets of the Black Hand» много бреда и нестыковок. Инконню тоже, хотя и про них очень мало написано. Единственная книга «Lair of the Hidden» рассказывает скорее не об организации в целом, а о нескольких ее членах. С другой стороны, хоть что-то. Например, об «Orphic Circle» — организации, сыгравшей одну из ключевых ролей в глобальном развитие сеттинга — информации вообще кот наплакал. Так что в целом моё отношение к ним можно сформулировать так: интересные идеи, хорошо вписывающиеся в сеттинг, только вот мало их.

ВоТ: Соответственно, если с Камарильей и Шабашом более-менее всё понятно, их деятельность достаточно хорошо сочетается с существованием других обитателей Мира Тьмы, помимо вампиров, то насколько в общую глобальную картину вписываются те же Инконню?

Chi: Вполне органично вписываются. Если есть такое явление как Голконда, логично, что появится общество, занимающееся его изучением. И если учесть что достижение этого состояния занимает много времени и требует чрезвычайных усилий, то логично, что члены этого общества будут заниматься еще чем-то параллельно.

ВоТ: И такой вопрос, насколько сохранён баланс в новой версии основных вампирских группировок в Новом Мире Тьмы? Можно ли назвать новую геополитическую ситуацию там удачной, или наоборот, провальной, и почему?

Chi: Тут я не в курсе. Мне не понравился Реквием, да и от основной книги новому Миру Тьмы я не в восторге, поэтому я толком новый сеттинг не изучал. Почитал некоторые основные книги правил и все. Вервольфы и Охотники меня тоже не впечатлили, Маги получше, но углубляться особого интереса нет. Прометеанцев и Фей я даже книги не искал.

ВоТ: Некоторые поклонники проводят аналогии между видами существ в Мире Тьмы и фэнтезийными расами из других ролевых систем, в частности, из АДнД. Единственное, до чего могут договориться без драки, что Подменыши из Мира Тьмы — это эльфы. Насколько это похоже на правду?

Chi: А Красные шапки это орки, что ли? (улыбается) Ну, то есть, по версии Профессора. Я не помню, в D&D у орков то же происхождение или нет. На самом деле, я недостаточно знаю CtD и плохо помню про эльфов в D&D, чтобы судить об этой аналогии.

ВоТ: Если продолжать развивать мысль, кто бы мог быть в Мире Тьмы орками, гномами, хоббитами и людьми, если, конечно, можно проводить такие аналогии? Также, что можно сказать игроку, если он, предположим, в других системах играл персонажем типа жреца-гнома, а теперь хочет сыграть по Миру Тьмы? Насколько вообще реально сделать в Мире Тьмы персонажа, который будет похож на взятого из игр в жанре эпического фэнтези?

Chi: Я не поклонник фэнтези и мало знаю об этом жанре. У меня был короткий период увлечение ей, примерно совпавший с увлечением AD&D, но он быстро закончился. Словосочетание жрец-гном для меня мало что говорит... Я даже не помню, в D&D гномы и дварфы это одно и то же или нет? Или жрец и клерик? Так что тут я вряд ли могу аналогии проводить. Может и можно какие-то аналогии подогнать, если играть по «Dark Ages», но по ним я тоже не играю. Книги читаю как историю мира и чтобы лучше понимать персонажей, которые когда-то жили в то время. Плюс в исправленной редакции «Dark Ages» ещё лучшая механика, новые детали в описании дисциплин и т.д. — все-таки это фактически последние версии правил. Меня больше интересует «городская мистика» — так вроде основной жанр Мира Тьмы в современности можно назвать.

Могу так же добавить, что между сеттингами D&D и Миром Тьмы есть одно существенное отличие. D&D-шные сеттинги (по крайней мере, большинство из них) населены существами разных рас. А в Мире Тьмы почти все — люди. Я знаю, с этим многие не согласятся. Но это мой взгляд на сеттинг. Все существа в Мире Тьмы, живущие на Земле (не в Умбре), в общем понимании являются людьми. У них человеческая психика, которая хоть и может быть очень необычной в виду их отличий от большинства людей, но это все наносное, вторичное. Основа все равно человеческая. Даже у вервольфов-люпусов, которых можно сравнить с детьми-Маугли, но это все равно человеческие дети. А что насчёт существ из Умбры, то если учесть, что они созданы, как отражения человеческих эмоций, страхов и воображения, то по этому определению у них тоже должна быть человеческая психика. Но тут уж она может быть так искажена, что это уже не столь важно.

Кстати, это одна из причин, почему мне так понравился Мир Тьмы. С одной стороны, интересно читать и смотреть, например, фантастику про встречи с неземным разумом и видеть, как авторы пытались описать его именно неземным. Но с другой, человеческая психика интересует меня ещё больше. У персонажей Мира Тьмы она подвергается воистину нечеловеческим испытаниям, и очень интересно наблюдать их результаты.

ВоТ: Белые волки в своём Мире Тьмы сделали знакомую нам Землю основным игровым миром, с Умброй в качестве различных потусторонних миров. Однако, в других ролевых системах существует зачастую несколько миров, которые являются такими же реальными, как и Земля, но во многом отличаются. Если продолжить идею заимствования некоторых реалий из других ролевых систем, насколько, с вашей точки зрения, хронику по Миру Тьмы можно отыграть в подобном мире?

Chi: Теоретически в Умбре могут существовать миры, очень похожие на реальный мир. Например, его утопии или антиутопии. Что отдалённо подобное описано в сеттинге. Например, Wicked City в Yomi или Autocthonia. В них вполне можно играть.

ВоТ: В довершение, каким вы видите развитие сообщества поклонников Мира Тьмы? Что должно быть на сайтах по Миру Тьмы?

Chi: Я не шибко уверен в своих способностях предсказателя. В последние годы появилось значительное количество переводов книг Мира Тьмы. Есть, думаю, небезосновательная надежда, что это увеличит число любителей системы и сеттинга. Хотя в качестве своих игроков я лично предпочитаю людей, читающих книги по-английски. Правда, бывают приятные исключения, так что переводы в любом случае на пользу. Таким образом, развитие идёт по обычному сценарию - количество переходит в качество (это я имею в виду появление переводов), потом опять в количество и т. д. и т. п. Затухания интереса к Миру Тьмы в ближайшее время я не ожидаю.

ВоТ: Что бы лично вам было интересно читать по Миру Тьмы, помимо основных книг и информации, скомпилированной на их основе, поскольку бывают ведь ещё и фанфики, новые приключения для игроков, отчёты об играх, дополнительные (домашние) правила?

Chi: Все вышеперечисленное и еще больше — все, что только возможно придумать.

Интервью взял Сныть при поддержке Ашера.