Итак, вы раздумываете, стоит ли читать книгу правил по сеттингу old World of Darkness. Вам хочется узнать, что это за редакция, о чём эта книга, будет ли она вам полезна. Или, быть может, вы заинтересовались новой для себя линейкой и хотите быстро разобраться, что к чему. Тогда краткий путеводитель от Grey Fox Corporation™ — то, что доктор прописал! Для того чтобы воспользоваться путеводителем, достаточно знать год издания книги, название и видеть её обложку.
§ 1. Сеттинг и подсеттинги
Да, сам Мир Тьмы — игровой мир, сеттинг. Сеттинг «по умолчанию» представляет собой доведённые до гротеска современные Соединённые Штаты. Как справедливо отмечает The Xenophobe’s Guide to the Americans1, американцы — нация, основанная «париями, каторжниками, искателями приключений и религиозными фанатиками». Их жизнерадостность и стремление быть во всём самыми-самыми порождает... неуверенность в себе, тревогу, страх, панику, ужас! В этой истинно американской нервозности — причина массовости городских легенд и теорий заговоров, а так же успеха «The
Однако каждая game line, игровая линейка, добавляет в основной сеттинг нечто своё, обладает собственной космологией, реалиями и непередаваемым шармом. Вам нравятся теории заговоров, вы хотите знать, каково это — быть тем самым Плохим Парнем, который дёргает за ниточки из-за кулис — добро пожаловать в линейку вампиров. Хотите знать, каково хорошим парням, которые сражаются с коррумпированным правительством и злобными корпорациями — такую возможность даст линейка оборотней. Любите ребячиться и по-детски верите в чудеса — тогда исследуйте глухие закоулки Мира Тьмы с точки зрения фей, для которых он ещё темнее от того, что есть возможность сравнить его с миром ярких красок. Вы жаждете изменить этот мрачный мир — посмотрите, как он зависит от той или иной точки зрения, вместе с магами, Пробуждёнными. Наконец, если страх и отчаяние захватили вас настолько, что вы пожелали исследовать самые тёмные закоулки собственной души, то берегитесь, ваше желание может исполниться, если вы осмелеете настолько, что погрузитесь в созерцание мрачного посмертия призраков. Но скудости полей не вместить моего доказательства, как писал некогда Ферма — рамки краткого путеводителя предписывают жертвовать точностью в угоду краткости, а потому мы перейдём к рассмотрению других подсеттингов.
Несмотря на то, что в Мире Тьмы описано очень много городов и стран, два региональных сеттинга представлены настолько большим количеством книг, что их необходимо упомянуть отдельно. Это Дальний Восток, которому в 1998 году была посвящена тематическая серия под названием «Год лотоса», и Средний Восток, для которого в 2001 году так же выпущена тематическая серия «Год скарабея». Кроме того, есть ряд книг, касающихся этих регионов и их обитателей, которые вышли в другие годы, не под эмблемой серии.
Но этот жестокий мир существовал и в другие эпохи, кроме современности, и это полноценные исторические сеттинги. Самый большой из них — средневековье, Dark Ages. Правда, для этого сеттинга характерны скорее черты эпического фэнтези, но ничто не помешает вам при желании «домыслить» нужную степень исторической достоверности. В некоторое смущение поначалу вводит читателей разница, к примеру, между книгами Vampire: Dark Ages и Dark Ages: Vampire. Всё просто: как отдельная линейка Dark Ages стартовала только в 2002 году, а до этого книги по средневековью приписывались соответствующей линейке. В приведённом выше примере первая книга — руководство по Dark Ages для линейки вампиров, а вторая — руководство по вампирам для линейки Dark Ages. Предпочтительное время действия для игр по первой книге — 1197 год, а по второй — 1230, период Войны Князей. Но главное различие между двумя «тёмными веками» — в механике: линейка Dark Ages была написана для исправленной редакции, а все ранее выпущенные книги по средневековью относятся ко второй. Более подробно редакции рассмотрены во втором параграфе.
Но время шло, и на смену средневековью пришло Возрождение. Духовность сменилась светскостью, наука шла вперёд семимильными шагами, а человеческий ум, казалось, мог проникнуть и в те тайны вещей, что ранее считались чудесами. Не лучшее время, чтобы быть магом, зависимым от людских представлений о мире! Но исторический сеттинг для линейки магов под названием The Sorcerers Crusade (Крестовый поход чародея) позволит вам взглянуть на Ренессанс их глазами.
Линейка вампиров удостоилась и второго исторического сеттинга, Victorian Age. Нетрудно заметить, что он описывает викторианскую эпоху. Это период брожений умов и промышленной революции, романтики и туманных улиц, декадентства и спиритических сеансов. God save the Queen! Если в готик-панке, сути Мира Тьмы, вам всегда больше нравился готический элемент, то этот сеттинг написан специально для вас.
Дикий Запад! Погрузитесь в атмосферу одноимённого исторического сеттинга для линейки оборотней и почувствуйте себя первопроходцем. Если слова «золотая лихорадка», «кантри» и «вестерн» задевают самые потаённые струны вашей души, то и эти книги придутся вам по нраву.
Война Войн, Великая война, Первая мировая. Война продлилась всего четыре года, но в Стигии, царстве отчаяния и безнадёжности, она только начинается. И жалкие забавы живых покажутся тенью перед грядущей катастрофой. Книга Wraith: The Great War предназначена для проведения по-настоящему мрачных игр. Путеводитель крайне не рекомендует эту книгу впечатлительным натурам.
§ 2. Редакция
Книга, которой вы заинтересовались, либо относится ко всему Миру Тьмы, либо принадлежит к одной из линеек. В первом случае название книги начинается с World of Darkness, правда, удобно? Игровые же линейки условно делятся на «Большую тройку», «аутсайдеров» и «апокалиптику». К Большой тройке относятся игры про вампиров, оборотней и магов. Тройка игр называется «большой», поскольку по ним выпущено больше всего книг и подсеттингов, и они продержались от самого начала Мира Тьмы и до его печального конца. Не увидели на обложке волшебные слова vampire, mage, werewolf? Продолжайте читать этот абзац. Аутсайдеры — это две подзаброшенные из-за не слишком большого коммерческого успеха линейки, феи (changeling) и призраки (wraith). Изначально Большая тройка была Большой пятёркой, так как в её состав входили и аутсайдеры. Апокалиптика — это игры, которые стартовали в предверии конца Мира Тьмы (каким мы его знали): Hunter: The Reckoning, Demon: The Fallen и Orpheus. Есть ещё географически обособленные линейки вроде Kindred of the East и Mummy: The Resurrection, но рамки путеводителя не позволяют подробнее затронуть этот, быть может, животрепещущий вопрос.
Деление линеек на группы нам понадобилось для определения редакции. Между редакциями колоссальная разница как в механике, так и в общем сюжете, но наш на редкость пристрастный путеводитель сведёт её к тому, что первая редакция не всегда хорошо продумана, вторая психоделична и прикольна, а исправленная руководствуется критериями реалистичности и правдоподобности. Книги Большой тройки выдержали все три редакции (первая, вторая, исправленная), у аутсайдеров их было только две (первая, вторая), а у апокалиптики одна (исправленная) Сначала запоминаем универсальное правило: книга относится к редакции последнего выпущенного на тот момент корбука. А вот для различения первой и второй редакции у пяти основных линеек смотрим эту табличку:
Игровая линейка
|
Год издания основной книги правил (корбука) первой редакции
|
Год издания основной книги правил (корбука) второй редакции
|
Vampire: The Masquerade |
1991
|
1992
|
Werewolf: The Apocalypse |
1992
|
1994
|
Mage: The Ascension |
1993
|
1995
|
Wraith: The Oblivion |
1994
|
1996
|
Changeling: The Dreaming |
1995
|
1997
|
Теперь любую книгу мы можем отнести к той или иной редакции, руководствуясь универсальным правилом в сочетании с дополнительным правилом: книга Большой тройки, Апокалиптики или общая книга по Миру Тьмы, выпущенная с 1999 по 2004 год, относится к исправленной редакции. У дополнительного правила, однако, есть исключения, главное из которых касается подсеттинга Dark Ages (более подробно ситуация рассмотрена в первом параграфе).
§ 3. Тип книги
Для начала стоит определить, не основная ли перед нами книга правил. Сделать это довольно просто: в этом случае название книги совпадает с названием игровой линейки. То есть книга с названием Hunter: The Reckoning — основная книга правил (corebook, корбук) линейки Hunter: The Reckoning, и только она. Знакомство с линейкой лучше всего начинать именно с основной книги.
Если название книги включает в себя тот или иной тип сверхъестественных существ и слово book, то с довольно высокой вероятностью вы имеете дело со сплатбуком (splatbook). Сплатбуком в англоязычной ролевой традиции принято называть книгу, которая описывают персонажей той или иной игровой фракции, класса, расы и т.п . Само слово «splatbook» (вовсе не «шлёп-бук», хотя меня бесконечно радует такой перевод) обязано своим происхождением именно White Wolf Publishing. В качестве общего наименования для многочисленных книг клана (clanbook), книг племени (tribebook), книг традиций (tradition book) etc. использовалось обозначение *book. А знак «*» (звёздочка, астерикс) жаргонно именуется splat, будто бы потому, что похож на раздавленного жука. Итак, сплатбук — это дополнительная книга, призванная помочь игроку в отыгрыше выбранного персонажа. Хороший выбор, вы не пожалеете о том, что прочли эту книгу.
Тип всех остальных книг-дополнений чаще всего мы можем определить по обложке, а именно по небольшому подзаголовку, обычно расположенному в самом низу. К ним относятся книги готовых сценариев и различные руководства. Книги готовых сценариев можно опознать по словам adventure или chronicle, а руководства — по словам sourcebook и guide. Если с первыми ситуация проста и понятна, то руководство — это пособие для проведения хроники, а значит, необычайно широкое понятие. К примеру, руководство может описывать определённый регион, расу сверхъестественных существ (сплатбуки — частный случай руководств), сферу жизни (например, организованная преступность в книге World of Darkness: Mafia).
§ 4. Значение логотипов
Логотипы на обложке трактуются так:
Логотип
|
Название серии
|
Описание
|
Год охотника (Year of the Hunter) | Серия 1995 года, которая посвящена борьбе смертных со сверхъестественным. | |
Год союзника (Year of the Ally) | Серия 1997 года, которая посвящена смертным союзникам сверхъестественных существ. | |
Год лотоса (Year of the Lotus) | Серия 1998 года, которая посвящена Дальнему Востоку и особым видам сверхъестественных существ, которые там обитают. | |
Год расплаты (Year of the Reckoning) | Серия 1999 года, которая посвящена предапокалиптическим событиям. Шестой Великий Вихрь, Шторм Аватаров, Неделя Кошмаров. Старт одноимённой линейки Hunter: The Reckoning. | |
Год откровений (Year of Revelations) | Серия 2000 года, которая посвящена последствиям событий предыдущего года и намёкам на неминуемый конец света. Старт Mage: The Ascension исправленной редакции. | |
Год скарабея (Year of the Scarab) | Серия 2001 года, которая посвящена Среднему Востоку. Старт линейки Mummy: The Resurrection . | |
Год проклятых (Year of the Damned) | Серия 2002 года, которая посвящена грехам и их искуплению. Старт Demon: The Fallen. | |
Время правосудия (Time of Judgment) | Конец Мира Тьмы (каким мы его знали). Game over. | |
Фабрика игр Чёрный Пёс (Black Dog Game Factory) | Серия «только для взрослых». К сожалению, рамки путеводителя не позволяют включить в него полный обзор этих увлекательных книг. |
Заключение
Вы познакомились с нашим кратким путеводителем. Мы надеемся, что вы сочли его достаточно кратким и полезным, и в дальнейшем продолжите пользоваться продукцией Grey Fox Corporation™!
1 В русском переводе «Эти странные американцы». Это одна из серии книг, посвящённая межкультурным различиям, крайне рекомендуется к прочтению для лучшего понимания атмосферы оригинального сеттинга World of Darkness . [Назад]