Бесчеловечная Мудрость

Систему Мудрости из линейки магов критикуют едва ли не больше всех остальных, вместе взятых. Основная претензия: она сочетает бытовые грехи с грехами магической этики, превращая игру в историю борьбы правильных прогрессоров против злобных жрецов Ктулху.

Тем не менее, уже книги Орденов показывают нам отличие от этого стереотипа, демонстрируя весьма различное отношение к Мудрости и её роли. Книга Таинств подробно обсуждает природу градации грехов (хотя делает это местами неубедительно). Но настоящего понимания роли Мудрости можно достичь, лишь прочитав (в придачу к универсальным для всех линеек Зеркалам и Инферно, естественно) Имперские Мистерии. Те самые, где рассказывается про архимагов и личную цель каждого уважающего себя волшебника – Восхождение.

По сути Мудрость в её базовом варианте напоминает систему обучения в Монастыре Шаолинь или подобной школе боевых искусств. Ученику предлагается длительное время мыть полы, носить воду и выполнять другу физическую и монотонную работу, к самому обучению боевым искусствам вроде бы не относящуюся. Зачем? Во-первых, чтобы отсеять неподготовленных психологически. Во-вторых, для настройки ученика на восприятие новых истин через смирение. В-третьих, чтобы ученик не забывал, каким трудом это достигнуто. При желании можно найти ещё не одну причину.

Подобное полностью применимо и к магам. Только их ученичество – весь жизненный этап, не относящийся к ступени архимага. Что в общем, логично, если вспомнить что цель наследников Атлантиды – не просто приобрести личное могущество, а Взойти. На фоне этого 1 точка Гнозиса у мага или 3 – не так уж и важно.

Итак, в концепции Восхождения Мудрость или её отсутствие даром не нужны. Об этом прямым тестом сказано в Имперских Мистериях. Восхождение по своей природе аморально, потому что зло как вид действий – тоже неотъемлемая часть Высших Миров. Более того, на пути к Восхождению архимаг выбирает Знамения – деяния эпического масштаба, которые ему нужно совершить, чтобы приблизить цель. Среди этих деяний может быть и жертва любимым, и создания новой философской системы (без морального оттенка) и убийство всего человечества, чтобы Взойдя – воссоздать его заново. Даже разрушение Земли присутствует.

Маги Правой и Левой Тропы никаких особых отличий здесь не имеют. Более того, многие архимаги также трудно соотносимы с неким абстрактным добром или злом. Это высшие существа, ведущие войны на таких уровнях, где человечность постепенно утрачивает значение.

Зачем же ученику нужна жесткая Мудрость? Чтобы придя к той ступени, где она уже не имеет столь важного значения, он имел выбор: помнить о необходимости ограничений (у архимагов они свои, уже более связанные с последствиями игры на поле Высших Сил) или начать зазря тратить мощь на личные прихоти. И, даже Взойдя и став живым богом не забывать, почему некоторые вещи не стоит делать, даже если можешь исправить их последействия.

Это базовый вариант. Как мы помним, есть ещё три (собственно, второй тоже базовый, но об этом часто забывают).

Второй, с бонусами, как раз и виден на примеры Орденов, Наследий и Традиций. У каждого есть своя философская база, под которую маг равняет поступки, получая дополнительные кубики на деградацию. Не говоря уже о такой прекрасной возможности, как списывания прегрешений на Высшее Благо, которое декларирует весь Пентакль.

Третий вариант, с личной градацией грехов, хорошо подходит, начиная уже с уровня адепта, когда маг может привоскупить к теории свой житейский опыт. В принципе, никто его не мешает дать и начинающему персонажу, отражая прежние переживания и убеждения, особенно если персонаж Пробудился в зрелом возрасте.

Вариант с полным отказом от механики Мудрости хорош не только в тех случаях, где у персонажа интересное и богатое на драматизм мировоззрение, но и целиком начиная с уровня архимагов и выше. Потому что, будем честны – моральные вопросы там переходят в ролевую область, но уж никак не в механическую.

Теперь перейдем к Орденам. Пути, как интуитивные мотивы поведения и взглядов на мир, безусловно, имеют сильное влияние, но основная философская нагрузка ложиться именно на учение Ордена.

Алмазные Стрелы

Начнем с Алмазных Стрел.

Среди всех их идеал к совершенству на первый взгляд прекрасно вписывается в парадигму базовой Мудрости. Маг учиться применять силу в нужные моменты, понимает важность жестких ограничений и этического кодекса поведения. Тем не менее, учеба рано или поздно заканчивается. Более того, стремление последователей к развитию часто приводит к возникновению «комплекса старого ученика» - идее «я это все уже знаю и давно готов решать сам, что мне делать».

Мудрость сама по себе не всегда может справиться с ощущением достаточно объективного превосходства над другими и необходимостью предпринимать активные действия нас вой страх и риск. Более того, в последние десятилетия среди Ордена нарастает новое идеологическое течение, провозглашающее, что только грехи магической этики имеют значения для воинов Высших Миров, а никак не бытовые преступления. Все это рождает следующие архетипы отношения к Мудрости.

- Монах – верит в необходимость ограничений и самоконтроля. Для монаха, возможно, важна не нравственная оценка его действий, но тот факт, что они могут свидетельствовать о потере самоконтроля. Или же он может считать ограничения единственным путем к гармоничному развитию всех сторон своей личности. Как бы то ни было, базовая жесткая система прекрасно подходит для этого типажа.

- Воин – тот, кто пережил не одно сражение, неважно, в какой сфере оно происходило. Воин знает цену эмоциональным победам и поражениям, маневрам психологии и переговорам дипломатии в той же мере, как и вкусу физических и магических схваток. Он понял, что жизнь не просто бесконечное послушничество с мудрыми учителями и привык принимать последствия своих ошибок и мириться с ними. Бонусы на броски деградации идут от законов реалистичного противостояния – в любой области.

- Воин Неба – те самые маги, что считают необходимостью соблюдать лишь магически обоснованную сторону этики сражений, но уж никак не ограничения каких-то там законов, придуманных человеком. Если персонаж действительно умело раскрывает обоснованность и преимущества такого подхода, а не желает снизить контроль за своими действиями, то индивидуальная градация грехов - вполне подходящий способ для его игры.

- Мастер – он знает лучше всех. Достигнув высот просветления и совершенства, мастер убежден в собственной правоте. Частично возникновение мастеров – брак философии Ордена, поскольку рано или поздно любому успешному его члену придут в голову мысли о том, что с его-то уровнем сил, репутацией и непогрешимостью пора жить своим умом. Для многих такие мысли становятся началом падения. Но некоторые действительно создают сложные философские концепции, воплощающие в себе идеалы Ордена и полностью противоречащие системе Мудрости. Если их учения действуют, то вполне допустимо убрать Мудрость как черту и посмотреть на то, насколько драматично их удастся раскрыть.

Мистериум

Поиск знаний и Мудрость всегда удачно сочетаются, поднимая те самые идеи осквернения властью (которую дают тайные знания), изложенные в базовой книге магов. Но зачастую поиск приводит не только к вещам, которые лучше не знать, но и к вещам, позволяющим переосмыслить свое поведение и взгляд на мир. Это рождает изменение прежних позиций взаимоотношения с Мудростью.

- Хранитель – философия, родившаяся из осторожного поиска и сокрытия тех знаний, что могут потрясти Спящих и других волшебников. Хранитель понимает, что знания всегда могут стать искушением и потому ограничивает каждый свой шаг, способный привести к опасности. Через это многие Хранители вырабатывают завидную самодисциплину и как не парадоксально – достигают большего, чем могли бы получить из использования тайн, от чего отказывались.

- Практик –верит, что сами по себе знания бесполезны. Отсутствие возможности их применить для практика куда большая беда, чем возможные последствия, и потому он охотно участвует в ситуациях, несущих новый опыт. Такой персонаж не безрассуден и скорее всего, будет просчитывать последствия своих действий, получая через это бонусы.

- Искатель – видит в знаниях ответы на свои личные вопросы. Зачастую он примеряет получаемую информацию под себя и строит концепцию мироздания, которое соответствует именно его ожиданием. Хотя часто этот подход служит лишь самообманом, Искатель может наткнуться на те вещи, которые другие не заметили или трактовали менее точным способом, именно в своем интуитивном поиске. Некоторые знания так полны, что перевешивают базовую систему грехов и Искатель строит Мудрость по собственным принципам.

- Вопрошающий – маг может не понимать некоторые вещи не потому, что не знает где их искать, а потому, что задает неправильные вопросы. Для вопрошающего важно перестроить свое мышление оригинальным или творческим образом и освободиться от догм философии, чтобы найти по настоящему ценный ответ. От может подвергать сомнениям фундаментальные принципы магической этики и поведения в социуме и, хотя такие персонажи производят впечатление безумцев, в их кажущейся наивности иногда на самом деле скрывается незамутненный взгляд на истину. Отказ от системы Мудрости может позволить им начать свой собственный, уникальный поиск.

Свободный Совет

Свободный Совет – антиавторитарный подход этого Ордена в равной степени может как опираться на Мудрость, считая её единственной достойной причиной сдерживать свои поступки, так и отвергать её в поиске абсолютной свободы для разума и души. Это приводит нас к следующим архетипам.

- Очищающийся – видит оковы, которые Ложь и человеческие догмы надели на стремящуюся к Высшим Мирам душу. Для него есть четкое разделение на те идеалы, которые рождены Павшим Миром и оттого неполноценны и те, которые явялються отголоском свыше. Мудрость принадлежит ко вторым, и очищающийся старается держаться за неё, как за маяк чего-то совершенного в этом неполноценном мире.

- Свободный дух – видит, что для того, чтобы по-настоящему избавиться от сдерживающих факторов, иногда нужно переступать через те убеждения, которые вросли в характер. Он ценит этику Мудрости, но в то же время готов отбросить её, если та мешает достижению свободы. Оправдания на броски идут из сравнения поступка и той свободы, которую он несет.

- Анархист – Все законы и нормы, кроме тех, с которыми соглашается сердце, по умолчанию питают Ложь. Анархист не связан никакими нормами кроме личного кодекса поведения, и зачастую этот кодекс старается удерживать своего последователя от падения в бесконтрольный бунт. Индивидуальная градация отметает все, не связанное со свободой.

- Сенобит – настоящая свобода за гранью разума. Человеческая природа, пропитанная Ложью, ограничивает нас, и чтобы выйти из этого круга нужно переступить через себя. Лишь по настоящему свободный полет мысли, поведения и желаний, далеких от любых норм и понятного мышления, может возвести человечество ввысь. Нужно избавиться от всего, что дает Павший Мир, чтобы Взойти. Для многих эта философия приводит к безумию, но другие через неё обретают мудрость и мышление Возвышенных, даже не являясь ими.

Серебряная Лестница

Серебряная Лестница с её стремлением объединить человечество и вывести его сквозь преграду Покоя в Высшие миры неизбежно сталкивается с вопросами разницы идеологий и противоположности систем нравственных ценностей. Их взгляды на Мудрость могут определять, как маги этого Ордена станут решать возникший конфликт.

- Будда – верит, что Покой связан с иллюзорными земными вещами. Мудрость ведет к самоконтролю, а тот в свою очередь позволяет понять незначительность личной силы перед бесконечной мощью Восхождения. Волшебник, безукоризненно следующий Мудрости, имеет больше шансов увидеть настоящую цель своего развития – и показать эту цель остальным.

- Предводитель – хорошему лидеру всегда приходиться идти на уступки с совестью. Конечно, предводитель не должен потерять из вида свою цель – вывести человечество из рабства, но на этом пути ему приходиться совершать неприглядные вещи. Бонусы на броски деградации идут от того, насколько поступок приближает освобождение и Возвышение остальных.

- Иерарх – стоящему выше позволено больше. Это не означает, что он должен скатываться в удовлетворение личных амбиций. Иерарх считает, что своей природой, Пробуждением и мастерством заслужил послабление норм поведения и Мудрости, чтобы смотреть на ситуацию шире. Он тот, кто должен видеть картину целиком и если это не пустые слова и самообман, то Иерахр создает собственную градацию грехов.

- Отрицающий – понимает, что оковы Покоя куда сильнее, чем социальные процессы и привязка к материальному. Они в самой психике человечества и чтобы искоренить их - нужно переменить само мышление. Отрицающий не верит в существующие системы и идеалы – работай они, Высшие Миры давно стали бы доступны. Он пытается создать нечто свое, уникальную этику, новейшую философию, беспрецедентный взгляд на мир. Отказ от Мудрости – важный элемент его пути.

Пентакл

Среди Пентакля никто так не понимает важность и одновременно относительность любых жестких рамок, как Стражи Покрова. Глядя на мир без розовых очков, они понимают его несовершенство. Меньшее зло – неизбежная часть их пути. И в то же время без внутреннего очищения и самосовершенствования Бездну не одолеть. Подобная раздвоенность приводит к следующим отношениям с Мудростью.

- Святой – Бездну питает несовершенство души и потому жесткий кодекс и правила поведения могут уменьшить её влияние. Высокая Мудрость демонстрирует магам, что их место в мире воспринимается духами и даже самим Покоем более благосклонно, что лишь укрепляет их веру.

- Грешник – понимает, что без малых жертв не достичь столь великой цели. Он осознает, что его поступки часто расходятся с тем, как должно быть, но ничего не может поделать. Необходимость оказывается выше идеала. Оправдание деградации приходит из степени понимания своего несовершенства и важности действия.

- Симпатик – все души связаны в потоке круговорота перерождений. Верно, что очистившиеся ведут к очищению других, но чтобы связь не распалась, нужно понимать и тех, кого ты ведешь. Симпатик осознает, что невозможно вести тех, на кого смотришь с жалостливым снисхождением. Стоящий на берегу не так близок к тем, кто находиться в воде, как другой пловец. Чтобы решить эту задачу симпатик отказывается от части идеалов и осознанно отвергает их, чтобы обрести понимание взглядов их противников. Его кодекс и градация Мудрости сочетают стремление к высшей цели и действия, способствующие пониманию отверженных.

- Козел Отпущения – иногда недостаточно просто совершать меньшее зло. Часто нужно стать воплощением всего, что отрицают, дьяволом, своими поступками прославляющего Богов. Маг видит дальше человека и потому ему позволено осознано преступать запреты. В этом его роль – стать козлом отпущения, в котором воплотиться все то, чему не место в Высших Мирах. Он не теряется в своем бунте против мудрости, но понимает необходимость полярности силы и распределения: высшее – к Высшим Мирам, низшее – миру Павшему. Полный отказ от системы Мудрости становиться его жертвой.

Тропы Левой Руки

Тропы Левой Руки предлагают огромное количество вариантов трактовок Мудрости и взаимоотношений с ней. Описывать их все так же невозможно, как перечислить все Наследия, линии крови или комбинации Путей и Орденов. Тем не менее нужно отметить главные моменты.

Хотя Левая Рука традиционно противопоставляет свою философию Мудрости, протест идет не всегда против всей системы, а против большей или меньшей её части. На самом деле базовая система ничуть не мешает раскрыть образ персонажа во многих случаях – поиск новых путей к Возвышению всегда сопряжен с опасностью и многие практики чернокнижничества утрачивают рассудок и контроль над своими силами. В то же время, если персонаж создается с действительной целью показать альтернативу традиционным способам просветления, возможно использовать другой подход к механике.

В целом среди Тропы Левой Руки можно отметить следующие подходы:

- Отторгнувший – решает идти наперекор правилам. Он осознает, что постоянно рискует, играя с традиционной Мудростью, но, преодолевая чувство неуверенности и последствия своих поступков, верит в обретение силы. Жизнь отторгнувшего – игра в русскую рулетку, но для него именно это показатель естественного отбора в магии.

- Двуликий – осознает, что принципы Мудрости и традиций неплохи… на словах. В жизни подобные идеалы трудноосуществимы и становятся достоянием немногих. Проповедуя высшую пользу от своих действий или более реальный взгляд на мир, он учиться использовать серые тона в своем обретении могущества.

- Философ – подвергает традиции оценке. Он не удовлетворяется тем, что предлагают другие, пока сам не найдет достоинства этих взглядов. В поисках новых (или старых?) путей он смотрит на вещи, которые шокируют других, ища в них знания. Для философа важны принципы вселенной, а не идеалы, если только некоторые из них не совпадают.

- Прыгун – верит, что лишь в свободном падении можно найти настоящую тайну. Разум, традиции, Мудрость – все это островки света, где все тайны давно выкопаны и подвергнуты анализу. Темнота души и разума хранит секреты. Чтобы приучить себя видеть в темноте, нужно войти в неё вслепую, познать законы по которым она существует и подчинить их своей воле.

Провидцы Трона

Провидцы Трона как никто другой близки по функциям контроля сверхъестественного к Технократии Старого Мира Тьмы. Но, кроме того, нельзя не отрицать, что они – куда больше, чем прислужники амбициозных магов. Как и любые другие фракции сверхъестественных существ, в основе философии Провидцев лежат различные мотивы. Некоторые из них, как защита Падшего Мира с помощью Бездны и контроля магии от чудовищ Внешних Сфер (косвенно подтверждаемая в линейке Охотников) может существенно изменить их образ в глазах игроков. Впрочем, у них много различных причин поступать так, а не иначе.

Вот возможные вариации отношения к Мудрости:

- Пуританин - видит пользу жестких моральных убеждений и пытается распространить их своим примером. Он понимает опасность необоснованной и безрассудной магии, потому сам следует системе Мудрости. В конце концов, многие её принципы учат контролировать силу и неприменимы к бунтовщикам, что прекрасно подходит Экзархам. Наличие пуритан в своих рядах не только обеспечивает надежный тыл, но и служит прекрасным оправданием для тех, кто видит себя защитниками человечества.

- Кукловод – верит, что человечество нужно сковать цепью – для его и своего блага - и нет оков лучше, чем оковы долга и убеждений. Для кукловода Мудрость – показатель относительный, но её принципы полезны. Они ограничивают других искателей Высших Миров, заставляя обращать внимание на собственные поступки, а не следить за чужими. Получая бонусы от того, что выступает в роли жесткого, но автократичного начальника, несущего пользу вселенной, Кукловод может считать себя благим и умудренным магом.

- Погонщик Рабов – человеческие идеологии делятся на помогающие держать Бездну и сам род людской в покорности и вредящие этому. Погонщик понимает, что часть принципов Мудрости полезна, потому что отсекает потенциальную опасность ещё в зародыше. Он может следовать отдельным принципам, но презирать другие. В конце концов, почему тому, кто стоит так выше жалких ренегатов Пентакля и тупого стада какая-та «вера рабов»? Хотя обычно Погонщики не идут дальше пустого презрения и потуг на собственную философию, иногда они способны заменять часть грехов Мудрости своими собственными взглядами, накладывающимися на откровения Экзархов.

- Хранитель Ключей – считает главной опасностью неконтролируемые силы. Неважно, исходят ли они из Бездны, магов Земли или Внешних Сфер – основная цель Хранителя Ключей вовремя запечатать их. Привыкшие мыслить статистикой, а не конкретными судьбами, такие маги зачастую полностью оправдывают образ чудовищных диктаторов. Они действительно мало сострадают и редко признают необходимость сдерживаться, если речь идет о противостоянии врагам, но и среди них есть не просто бесчувственные тираны, а те, кто стремиться приблизиться по идеологии к Экзархам. Божественность требует отказа от человечности в душе, власть над Высшими Мирами – от ограничений Мудрости. Хранитель Ключей верит, что должен оставить груз прошлых жизней в несовершенном мире – чтобы присоединиться к своим повелителям в их нелегкой, но нужной борьбе.

Изгоняющие

Изгоняющие куда ближе к идеологии охотников, чем к собственно Мудрости. Однако и они понимают необходимость правил поведения и зачастую становятся их яростными защитниками. Многие Изгоняющие считают, что пренебрежение принципами толкает людей на порочный путь волшебства.

- Охотник на Ведьм – верит, что именно несоблюдение Мудрости (которая воспринимается как жесткий моральный кодекс) и ответственно за то зло, которое несут маги. Лишенные внутренней дисциплины и моральных рамок, маги безответственно тратят свои силы на эгоистичные цели и тем самым заслуживают уничтожения. Сами Охотники пристально следят, чтобы не опуститься до подобного уровня, соблюдая Мудрость как можно тверже.

- Проповедник – считает, что его Мудрость достаточно высока, чтобы позволить себя временами отступать от неё. Он бросается на малейшие недостатки других магов, находя тысячи причин для охоты и истребления, но в то же время мало следит за собой. Если Проповеднику приходиться объяснять свои поступки, он тут же найдет доказательства собственного превосходства над магами, чем и получает бонусы на деградацию.

- Судья – знает, что магическая составляющая грехов Мудрости не может выполняться. Она по своей природе омерзительна и как всякая магия должна быть искоренена. Как можно говорить о том, что допустимо и недопустимо делать с помощью магии, если магия – одно большое осквернение миропорядка? Сохраняя в неприкосновенности часть общечеловеческих принципов Мудрости, Судья игнорирует те, что связаны с оккультной стороной этой нравственной системы.

- Палач – к чему споры о принципах, когда в мире ещё столько зла, с которым нужно бороться? Палач привык действовать, а не вникать в причины поступков. Идет война и на ней заветы Мудрости бесполезны: одни – потому что слишком идеалистичны, другие – из-за своей волшебной направленности. Многие Палачи не более чем озлобленные фанатики, уничтожающие всех магов на пути. Другие, крайне редко, но выковывают из своих железных убеждений щит от безумия и создают жестокий кодекс, который бы пришелся по душе инквизиторам Средних Веков.

Автор — Руслан

Обсуждение статьи на нашем форуме.