Awareness

Для начала я хотел бы сказать, что не знаю, как перевести слово Awareness в контексте одного из талантов в игровой механике Мира Тьмы на русский язык в двух-трех словах, как термин. И, по правде говоря, не хочу этого делать.

Насколько я могу судить, трайт Awareness в виде таланта (Talent) в игровой механике Мира Тьмы впервые был описан в первой редакции Mage: The Ascension. В последующих книгах он был дан представителям других линеек, кому-то как талант в основном списке Способностей (Abilities) (Призраки, Мумии, Охотники), кому-то как уникальную Способность отдельных представителей (Бастет, Малкавиан). Список книг, в которых описывается Awareness, приведен в конце текста. Эти описания в целом схожи, разве что за исключением Бастет. Не смотря на то, что персонажи линеек, в которых талант Awareness не вошел в основной список Способностей имеют аналогичные возможности, мне не кажется правильным считать, что они не могут им обладать. Не из соображений пресловутого «баланса между линейками» (я считаю это словосочетание бессмысленным), но из-за моего общего видения сеттинга. Поэтому я решил написать этот хоумрул.

Awareness, Тимур Chi

Основное отличие Мира Тьмы от того, в котором живем мы, в том, что он насквозь пропитан сверхъестественным. Через тонкие пленки Барьеров (Gauntlet, Shroud) реальный мир соприкасается, по крайней мере, с двумя другими (Penumbra и Shadowlands), а может быть и с множеством неизвестных. Сверхъестественные существа живут среди людей и оставляют разнообразные следы своего существования.

В двух (или чуток больше) словах Awareness это способность персонажа Мира Тьмы ощущать это сверхъестественное. Не важно, какого именно персонажа – простого смертного, вампира или мага. И не важно, что именно он может ощущать – присутствие супернатурала поблизости в настоящем или прошлом, след применения магии, видение будущего или что-то происходящее поблизости, но за Барьером. Это в общем смысле, в теории. На практике все сложнее.

Awareness – это фактически шестое чувство, но как описать эти ощущения в игре? Например, Рассказчику надо объяснить игроку, что чувствует его персонаж, или одному персонажу надо рассказать о своих ощущениях другому. Тут есть два метода, которые стоит смешивать.

Во-первых, можно попытаться просто передать необычность, сверхъестественность ощущений, смущение и беспокойство персонажа по этому поводу. Этот метод хорош, когда персонаж испытывает эффект Awareness либо вообще в первый раз, либо в первый раз сталкивается с той или иной причиной, его вызывающей, либо сталкивается с этими ощущениям достаточно редко, чтобы они могли успеть забыться. Но со временем, когда персонаж приобретает определенный опыт в ощущении сверхъестественного, этот метод становится слишком абстрактным, тогда как сложившиеся ассоциации в сознании персонажа требуют больше конкретики. Тогда может придти на помощь второй метод.

Второй метод исходит из того, что остальные пять чувств так или иначе друг с другом связаны и часто могут накладываться друг на друга. Например, при резком звуке можно одновременно испытать осязательные ощущения – «мурашки» по коже или холод. А при сильной боли в глазах может потемнеть или наоборот вспыхнуть яркий свет или искры. Точно так же эффект Awareness может отразиться на остальных пяти чувствах. Например, классика – ощущение холодного ветра в присутствии призрака. Если пойти дальше, то можно использовать весь спектр обычных и не очень ощущений – появление какого-то вкуса во рту, запах, видение в голове, странный шум в ушах, который больше ничто не слышит, ощущение вибрации на коже или во всем теле. Эти реакции на сверхъестественное могут быть как общими для большого числа персонажей, так и индивидуальными. Точно так же персонаж может испытывать одни и те же реакции в определенных случаях, или они почти каждый раз могут быть разными. Об этих деталях Рассказчику и игрокам конечно необходимо договариваться.

В игровой механике Мира Тьмы таланты это врожденные способности персонажа, которые могут развиваться в течение его жизни, а могут так и остаться в зачаточном состоянии. Они так же могут ослабеть, если их долго не использовать. Таким образом, Awareness владеют все обитатели Мира Тьмы. У большинства простых смертных этот талант обычно наиболее развит в детстве, потом слабеет, фактически сходя на нет. Развитие он получает у персонажей, чья жизнь, так или иначе, оказывается связанной со сверхъестественными явлениями Мира Тьмы. Конечно, это в первую очередь касается супернатуралов, а простые смертные, с развитием этого таланта имеют большие шансы рано или поздно присоединится к их числу. Граница между первыми и вторыми в Мире Тьмы на самом деле зыбкая и во многих случая определить ее трудно.

Awareness, Тимур Chi

Как и любое другое чувство Awareness дает персонажу какую-то информацию. И так же, как с другими чувствами сознание должно эту информацию обрабатывать. Но в отличии от остальных чувств обработка информации, предоставляемой Awareness это более сложный процесс. Сверхъестественное в Мире Тьмы таится от простых смертных, сверхъестественные существа точно так же таятся друг от друга. В результате, во многих случаях персонаж просто не обладает достаточными знаниями, чтобы определить, что именно говорит ему его Awareness.

С точки зрения игровой механики лучший способ определить количество информации, полученной персонажем при использовании Awareness, это делать два (возможно, больше) броска. Первый бросок Perception+ Awareness. Успехи в этом броске добавляют кубики для второго - Wits+какой-либо трайт, определяющий осведомленность персонажа в том, что он ощущает (в случае долгого кропотливого исследования Wits можно заменить на Intelligence). Для простоты это может быть Познание Оккультизм (Occult). Для детализации можно использовать большой выбор трайтов. Например, для вампира, пытающегося найти следы применения Тауматургии можно, это может быть значение этой дисциплины, если он ей владеет. Для оборотня, пытающегося определить фомора в толпе людей, это может быть Познание Wyrm Lore. Для мага, расследующего применение Истинной Магии, это может быть значение какой-то сферы, которой он владеет, или значение его Arete. Для того, чтобы определить происходящее за Барьером, можно использовать Cosmology и Underworld Lore. Для персонажа, пытающегося найти следы применения сверхъестественных сил представителей другой линейки, это может быть какое-то специфическое Познание – Kindred Lore, Mage Lore, Lupine Lore и т.д.

Заметьте, что при детальном применении трайтов у Рассказчика есть возможность законно в рамках механики отсечь возможность получения персонажем информации в областях ему неизвестных. При применении только Познания Оккультизм желательно заранее договориться с игроками о границах информации, которую оно предоставляет – определения Оккультизма в книгах слишком расплывчаты.

Механика различных линеек Мира Тьмы предоставляет большое и разнообразное количество трайтов, которые могут использовать во втором броске. В случае, если персонаж не владеет необходимым трайтом, то он не получает конкретной информации. Только непонятные ощущения, которые могут быть даже очень сильными, но все равно не дают какой-то определенной информации. Исключением тут могут быть ощущения, связанные с сверхъестественными способностями представителей линейки, к которой принадлежит персонаж. Т.е. например, вампир может определить применение вампирской дисциплины (но не определить, какой именно и с каким результатом), почувствовать другого вампира или гуля рядом. Маг может почувствовать применение Истинной Магии. Оборотень уловить применение Дара или присутствие духа Умбры поблизости. Высокое значение Awareness и общий опыт персонажа может предоставить более конкретную информацию. Например, в художественных рассказах автором White Wolf есть упоминания, что вампиры в возрасте около тысячи лет и выше могут определять представителей своего клана. В игровой механике такую возможность может дать значение Awareness 5 и выше. Однако, конечно, Рассказчику нужно очень аккуратно обращаться с информацией, которую он предоставляет игрокам, использующим этот Талант, чтобы не создавать впечатление, что владение им дает персонажу всезнание. Даже в случае очень старых, опытных и могущественных персонажей.

Как и для любого Таланта в механике Мира Тьмы любой персонаж может использовать Awareness при его нулевом значении. Однако, учитывая сам смысл этого Таланта, Рассказчику рекомендуется не позволять игроку пытаться использовать его персонажем осознанно. Лишь в каких-то исключительных ситуациях Рассказчик по своему желанию может бросить значение Perception персонажа, чтобы определить сможет ли он почувствовать что-то сверхъестественное. Например, в местах с очень тонким Барьером между Умброй (или Underworld’ом) и материальным миром. Или, если персонаж окажется в месте, в котором была применена какая-то очень могущественная сверхъестественная способность (вампирская дисциплина, сфера Истинной Магии 8-го и выше уровня и т.п.) или она была применена на него самого.

В заключение приведу еще несколько практических примеров использования Awareness в виде хоумрулов, изменяющих стандартную механику:

В системе Seeing the Unseen (возможность видеть через Obfuscate и т.п. иллюзии) вместо броска Perception+Subterfuge можно бросать Perception+ Awareness. Однако просто владение этим Талантом не должно давать возможность персонажу применять эту систему. Ему все еще необходимо владеть какой-то сверхъестественной силой, позволяющей это делать (Auspex, Heightened Senses и т.п.).

На втором уровне Auspex персонаж кроме «чтения» аур живых существ может с помощью Awareness так же читать ауры неживых предметов. А на третьем уровне может считывать с предмета не только эмоциональную информацию, но и информацию связанную с сверхъестественными свойствами предмета или сверхъестественные эффекты, которые были к нему применены в прошлом.

В некоторых Дарах оборотней Awareness может заменить в бросках Талант Primal-Urge. Например, Дары Heightened Senses, Sense Prey, Scent of the True Form.

Для Бастет их уникальную способность с помощью Awareness видеть живые ауры, и «читать» предметы лучше заменить на уникальные Дары этих оборотней, а сам Талант использовать так же, как и для остальных супернатуралов.

Малкавиан могут использовать Awareness для добавления кубиков к броскам на использование Malkavian Time.

Список книг, в которых описывается Талант Awareness:

  • Breedbook Bastet (1997)
  • Hunter: The Reckoning (1999)
  • Libellus Sanguinis 4: Thieves in the Night (2001)
  • Mage: The Ascension (1993)
  • Mage: The Ascension, 2nd Ed. (1995)
  • Mage: The Ascension, Revised Ed. (2000)
  • Mage: The Sorcerers Crusade (1998)
  • Mummy: The Resurrection (2001)
  • World of Darkness: Bygone Bestiary (1998)
  • World of Darkness: Mummy, 2nd Ed. (1997)
  • Wraith: The Great War (1999)
  • Wraith: The Oblivion (1994)
  • Wraith: The Oblivion, 2nd Ed. (1996)
Chi © 2009