Краткий путеводитель по книгам правил старого Мира Тьмы

Итак, вы раздумываете, стоит ли читать книгу правил по сеттингу old World of Darkness. Вам хочется узнать, что это за редакция, о чём эта книга, будет ли она вам полезна. Или, быть может, вы заинтересовались новой для себя линейкой и хотите быстро разобраться, что к чему. Тогда краткий путеводитель от Grey Fox Corporation™ — то, что доктор прописал! Для того чтобы воспользоваться путеводителем, достаточно знать год издания книги, название и видеть её обложку.

§ 1. Сеттинг и подсеттинги

Да, сам Мир Тьмы — игровой мир, сеттинг. Сеттинг «по умолчанию» представляет собой доведённые до гротеска современные Соединённые Штаты. Как справедливо отмечает The Xenophobe’s Guide to the Americans1, американцы — нация, основанная «париями, каторжниками, искателями приключений и религиозными фанатиками». Их жизнерадостность и стремление быть во всём самыми-самыми порождает... неуверенность в себе, тревогу, страх, панику, ужас! В этой истинно американской нервозности — причина массовости городских легенд и теорий заговоров, а так же успеха «The X-Files» и Мира Тьмы.

Однако каждая game line, игровая линейка, добавляет в основной сеттинг нечто своё, обладает собственной космологией, реалиями и непередаваемым шармом. Вам нравятся теории заговоров, вы хотите знать, каково это — быть тем самым Плохим Парнем, который дёргает за ниточки из-за кулис — добро пожаловать в линейку вампиров. Хотите знать, каково хорошим парням, которые сражаются с коррумпированным правительством и злобными корпорациями — такую возможность даст линейка оборотней. Любите ребячиться и по-детски верите в чудеса — тогда исследуйте глухие закоулки Мира Тьмы с точки зрения фей, для которых он ещё темнее от того, что есть возможность сравнить его с миром ярких красок. Вы жаждете изменить этот мрачный мир — посмотрите, как он зависит от той или иной точки зрения, вместе с магами, Пробуждёнными. Наконец, если страх и отчаяние захватили вас настолько, что вы пожелали исследовать самые тёмные закоулки собственной души, то берегитесь, ваше желание может исполниться, если вы осмелеете настолько, что погрузитесь в созерцание мрачного посмертия призраков. Но скудости полей не вместить моего доказательства, как писал некогда Ферма — рамки краткого путеводителя предписывают жертвовать точностью в угоду краткости, а потому мы перейдём к рассмотрению других подсеттингов.

Несмотря на то, что в Мире Тьмы описано очень много городов и стран, два региональных сеттинга представлены настолько большим количеством книг, что их необходимо упомянуть отдельно. Это Дальний Восток, которому в 1998 году была посвящена тематическая серия под названием «Год лотоса», и Средний Восток, для которого в 2001 году так же выпущена тематическая серия «Год скарабея». Кроме того, есть ряд книг, касающихся этих регионов и их обитателей, которые вышли в другие годы, не под эмблемой серии.

Но этот жестокий мир существовал и в другие эпохи, кроме современности, и это полноценные исторические сеттинги. Самый большой из них — средневековье, Dark Ages. Правда, для этого сеттинга характерны скорее черты эпического фэнтези, но ничто не помешает вам при желании «домыслить» нужную степень исторической достоверности. В некоторое смущение поначалу вводит читателей разница, к примеру, между книгами Vampire: Dark Ages и Dark Ages: Vampire. Всё просто: как отдельная линейка Dark Ages стартовала только в 2002 году, а до этого книги по средневековью приписывались соответствующей линейке. В приведённом выше примере первая книга — руководство по Dark Ages для линейки вампиров, а вторая — руководство по вампирам для линейки Dark Ages. Предпочтительное время действия для игр по первой книге — 1197 год, а по второй — 1230, период Войны Князей. Но главное различие между двумя «тёмными веками» — в механике: линейка Dark Ages была написана для исправленной редакции, а все ранее выпущенные книги по средневековью относятся ко второй. Более подробно редакции рассмотрены во втором параграфе.

Но время шло, и на смену средневековью пришло Возрождение. Духовность сменилась светскостью, наука шла вперёд семимильными шагами, а человеческий ум, казалось, мог проникнуть и в те тайны вещей, что ранее считались чудесами. Не лучшее время, чтобы быть магом, зависимым от людских представлений о мире! Но исторический сеттинг для линейки магов под названием The Sorcerers Crusade (Крестовый поход чародея) позволит вам взглянуть на Ренессанс их глазами.

Линейка вампиров удостоилась и второго исторического сеттинга, Victorian Age. Нетрудно заметить, что он описывает викторианскую эпоху. Это период брожений умов и промышленной революции, романтики и туманных улиц, декадентства и спиритических сеансов. God save the Queen! Если в готик-панке, сути Мира Тьмы, вам всегда больше нравился готический элемент, то этот сеттинг написан специально для вас.

Дикий Запад! Погрузитесь в атмосферу одноимённого исторического сеттинга для линейки оборотней и почувствуйте себя первопроходцем. Если слова «золотая лихорадка», «кантри» и «вестерн» задевают самые потаённые струны вашей души, то и эти книги придутся вам по нраву.

Война Войн, Великая война, Первая мировая. Война продлилась всего четыре года, но в Стигии, царстве отчаяния и безнадёжности, она только начинается. И жалкие забавы живых покажутся тенью перед грядущей катастрофой. Книга Wraith: The Great War предназначена для проведения по-настоящему мрачных игр. Путеводитель крайне не рекомендует эту книгу впечатлительным натурам.

§ 2. Редакция

Книга, которой вы заинтересовались, либо относится ко всему Миру Тьмы, либо принадлежит к одной из линеек. В первом случае название книги начинается с World of Darkness, правда, удобно? Игровые же линейки условно делятся на «Большую тройку», «аутсайдеров» и «апокалиптику». К Большой тройке относятся игры про вампиров, оборотней и магов. Тройка игр называется «большой», поскольку по ним выпущено больше всего книг и подсеттингов, и они продержались от самого начала Мира Тьмы и до его печального конца. Не увидели на обложке волшебные слова vampire, mage, werewolf? Продолжайте читать этот абзац. Аутсайдеры — это две подзаброшенные из-за не слишком большого коммерческого успеха линейки, феи (changeling) и призраки (wraith). Изначально Большая тройка была Большой пятёркой, так как в её состав входили и аутсайдеры. Апокалиптика — это игры, которые стартовали в предверии конца Мира Тьмы (каким мы его знали): Hunter: The Reckoning, Demon: The Fallen и Orpheus. Есть ещё географически обособленные линейки вроде Kindred of the East и Mummy: The Resurrection, но рамки путеводителя не позволяют подробнее затронуть этот, быть может, животрепещущий вопрос.

Деление линеек на группы нам понадобилось для определения редакции. Между редакциями колоссальная разница как в механике, так и в общем сюжете, но наш на редкость пристрастный путеводитель сведёт её к тому, что первая редакция не всегда хорошо продумана, вторая психоделична и прикольна, а исправленная руководствуется критериями реалистичности и правдоподобности. Книги Большой тройки выдержали все три редакции (первая, вторая, исправленная), у аутсайдеров их было только две (первая, вторая), а у апокалиптики одна (исправленная) Сначала запоминаем универсальное правило: книга относится к редакции последнего выпущенного на тот момент корбука. А вот для различения первой и второй редакции у пяти основных линеек смотрим эту табличку:

Игровая линейка
Год издания основной книги правил (корбука) первой редакции
Год издания основной книги правил (корбука) второй редакции
Vampire: The Masquerade
1991
1992
Werewolf: The Apocalypse
1992
1994
Mage: The Ascension
1993
1995
Wraith: The Oblivion
1994
1996
Changeling: The Dreaming
1995
1997

Теперь любую книгу мы можем отнести к той или иной редакции, руководствуясь универсальным правилом в сочетании с дополнительным правилом: книга Большой тройки, Апокалиптики или общая книга по Миру Тьмы, выпущенная с 1999 по 2004 год, относится к исправленной редакции. У дополнительного правила, однако, есть исключения, главное из которых касается подсеттинга Dark Ages (более подробно ситуация рассмотрена в первом параграфе).

§ 3. Тип книги

Для начала стоит определить, не основная ли перед нами книга правил. Сделать это довольно просто: в этом случае название книги совпадает с названием игровой линейки. То есть книга с названием Hunter: The Reckoning — основная книга правил (corebook, корбук) линейки Hunter: The Reckoning, и только она. Знакомство с линейкой лучше всего начинать именно с основной книги.

Если название книги включает в себя тот или иной тип сверхъестественных существ и слово book, то с довольно высокой вероятностью вы имеете дело со сплатбуком (splatbook). Сплатбуком в англоязычной ролевой традиции принято называть книгу, которая описывают персонажей той или иной игровой фракции, класса, расы и т.п . Само слово «splatbook» (вовсе не «шлёп-бук», хотя меня бесконечно радует такой перевод) обязано своим происхождением именно White Wolf Publishing. В качестве общего наименования для многочисленных книг клана (clanbook), книг племени (tribebook), книг традиций (tradition book) etc. использовалось обозначение *book. А знак «*» (звёздочка, астерикс) жаргонно именуется splat, будто бы потому, что похож на раздавленного жука. Итак, сплатбук — это дополнительная книга, призванная помочь игроку в отыгрыше выбранного персонажа. Хороший выбор, вы не пожалеете о том, что прочли эту книгу.

Тип всех остальных книг-дополнений чаще всего мы можем определить по обложке, а именно по небольшому подзаголовку, обычно расположенному в самом низу. К ним относятся книги готовых сценариев и различные руководства. Книги готовых сценариев можно опознать по словам adventure или chronicle, а руководства — по словам sourcebook и guide. Если с первыми ситуация проста и понятна, то руководство — это пособие для проведения хроники, а значит, необычайно широкое понятие. К примеру, руководство может описывать определённый регион, расу сверхъестественных существ (сплатбуки — частный случай руководств), сферу жизни (например, организованная преступность в книге World of Darkness: Mafia).

§ 4. Значение логотипов

Логотипы на обложке трактуются так:

Логотип
Название серии
Описание
Год охотника (Year of the Hunter) Серия 1995 года, которая посвящена борьбе смертных со сверхъестественным.
Год союзника (Year of the Ally) Серия 1997 года, которая посвящена смертным союзникам сверхъестественных существ.
Год лотоса (Year of the Lotus) Серия 1998 года, которая посвящена Дальнему Востоку и особым видам сверхъестественных существ, которые там обитают.
Год расплаты (Year of the Reckoning) Серия 1999 года, которая посвящена предапокалиптическим событиям. Шестой Великий Вихрь, Шторм Аватаров, Неделя Кошмаров. Старт одноимённой линейки Hunter: The Reckoning.
Год откровений (Year of Revelations) Серия 2000 года, которая посвящена последствиям событий предыдущего года и намёкам на неминуемый конец света. Старт Mage: The Ascension исправленной редакции.
Год скарабея (Year of the Scarab) Серия 2001 года, которая посвящена Среднему Востоку. Старт линейки Mummy: The Resurrection .
Год проклятых (Year of the Damned) Серия 2002 года, которая посвящена грехам и их искуплению. Старт Demon: The Fallen.
Время правосудия (Time of Judgment) Конец Мира Тьмы (каким мы его знали). Game over.
Фабрика игр Чёрный Пёс (Black Dog Game Factory) Серия «только для взрослых». К сожалению, рамки путеводителя не позволяют включить в него полный обзор этих увлекательных книг.

Заключение

Вы познакомились с нашим кратким путеводителем. Мы надеемся, что вы сочли его достаточно кратким и полезным, и в дальнейшем продолжите пользоваться продукцией Grey Fox Corporation™!

Spam-bot © 2010

Обсуждение статьи на нашем форуме


1 В русском переводе «Эти странные американцы». Это одна из серии книг, посвящённая межкультурным различиям, крайне рекомендуется к прочтению для лучшего понимания атмосферы оригинального сеттинга World of Darkness . [Назад]