Человечность

Что же это такое? Словари трактуют это понятие разными способами, с точки зрения составителей словарей человечность может выражать меру гуманности или отношение к окружающим, хотя, та же гуманность, сама по себе, понятие достаточно расплывчатое. Можно предположить, что если человек — социальное существо, то человечность как-то связана с эффективностью существования человека среди других людей, понимая под этим разного рода общение, ведь и гуманность также говорит о взаимоотношениях с другими людьми. Далее на ум приходит интересная формулировка, что человечность — это искусство быть человеком.

Конечно, можно сказать, что это своего рода бестолковое рекурсивное определение, типа тех, что популярны в компьютерной сфере. Например, существует известная программа для кодирования звука в формат MP3 (MPEG layer 1), под названием LAME, что расшифровывается, как «LAME Ain’t an MP3 Encoder», то есть «LAME не является MP3 кодировщиком». Однако, возвращаясь от компьютерам к людям, хочу заметить, что всё-таки подобное определение довольно точно отражает суть, поскольку, человечность довольно легко воспринимается именно как умение или набор умений, связанных с взаимоотношениями с другими людьми. И, логично предположить, что этому даже можно научиться, или повысить свой уровень, развиваясь в нужную сторону.

И тут как раз могут прийти в голову ролевые игры, и не только потому, что это отличный инструмент психологической работы, но и в силу специфики одной из разновидностей таких игр. Речь идёт о системе Мир Тьмы (World of Darkness), которая посвящена миру сверхъестественных существ. Если в нескольких словах, то в данном мире помимо людей скрытно существуют самые разнообразные существа, являющиеся просто монстрами во всех смыслах с точки зрения обычного человека. Это вампиры, оборотни, колдуны, демоны всех мастей и прочая нечисть. Однако, не такие уж это и монстры, как может показаться на первый взгляд, всё-таки значительная часть из них унаследовала и чисто человеческие черты, да и живут они среди обычных людей.

Собственно, по Миру Тьмы, сверхъестественных существ в нём не так уж и много, не более нескольких индивидов на 100 000 обычных людей, что приводит к их тесному взаимодействию с человеческим сообществом. Но, с учётом того, что это ещё и ролевая игра, которая предлагает игрокам вживаться в образы тех же вампиров и оборотней, и со значительной степенью достоверности переживать их существование, становятся очевидны весьма интересные возможности для участников подобных игр.

Ведь Мир Тьмы изначально предполагает вживание именно в образ монстров, которые ввиду своего превосходства над людьми в плане магических умений, а также, как правило, и банальных физических характеристик, считают человечество в лучшем случае неразумными младшими собратьями. И, поначалу может показаться, что это никак не связано с развитием навыков бытия человеком.

Но в то же время сами разработчики положили в основу системы, или взяли в качестве девиза, принцип, согласно которому существование в качество монстра может способствовать тому, чтобы стать именно более человечными существами, как по игре, так и в реальной жизни. И что-то в этом действительно есть, поскольку познав в этой ролевой игре всю низость, в которую может скатиться практически каждый, можно сильно изменить свой взгляд на окружающих людей.

Да, вампиры и маги в Мире Тьмы не считают людей равными себе, используюя их зачастую как расходный материал, но в том-то и состоит особенность ролевой игры, что у игроков есть возможность испытать и пережить те ощущения и эмоции, которые придадут им новые положительные черты по причине их развивающегося понимания человечества.

Также стоит отметить значительное превосходство ролевых игр с живыми людьми над компьютерными, с точки зрения полезности для игроков. В компьютерных играх, в которых присутствует насилие, игрок редко удовлетворяется происходящим, даже если позволяет выйти своим негативным сторонам наружу, поскольку действие на экране монитора не выглядит достаточно реальным и волнующим несмотря на все ухищрения в плане графики и реализма. А в ролевых играх, когда происходит реальное, лицом к лицу взаимодействие с живыми игроками и ведущим игры, можно ощутить значительную достоверность происходящего именно из-за того, что о событиях в игре повествует не бездушная железяка, а другие люди. И по данной причине у таких ролевых игр значительно больший потенциал в плане реализма происходящего, равно как и в плане использования их для работы над собой.

Всё это вполне может помочь людям побольше узнать, что значит быть людьми, и, более того, это будет реальное обучение на практике, а не на эфемерных моделях, компьютерных, например. Кстати, не зря у вампиров в Мире Тьмы даже существует такой параметр, как Человечность, описывающий как раз их умение быть людьми, и их расстояние от безумного зверя, сидящего внутри каждого индивида, будь он сверхъестественным существом или обычным человеком.

Сныть © 2008